Ценообразование

Все цены, действующие в экономике страны, взаимосвязаны и составляют единую систему. Эта система подвержена постоянному влиянию разнообразных рыночных факторов, поэтому находится в непрерывном движении и развитии.

Во всей системе цен определяющую роль играют цены на продукцию базовых отраслей: топливно-энергетического комплекса, металлургии, машиностроения и транспорта.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, составляющих единую систему, определяются двумя важнейшими факторами:

- единством процесса формирования затрат во всех сферах и отраслях экономики

- взаимосвязью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке

Все цена классифицируются в зависимости от определенных экономических признаков:

1) в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения различают следующие виды цен:

- оптовые

- розничные

- закупочные

- на строительную продукцию

- тарифы транспорта

- тарифы на платные услуги населению

- цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные)

2) в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства при их определении различают цены:

- свободные

- регулируемые

- фиксированные

3) в зависимости от времени действия различают цены:

- долговременные

- текущие

- скользящие

- гибкие

- сезонные

4) по территории действия выделяют цены:

- единые

- региональные

5) в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов различают цены

- в месте производства продукции

- единые, включающие все расходы по перевозке товара

- зональные

- установленные на основе базисного пункта

6) в зависимости от степени новизны товара различают цены:

- на новые товары

- товары, реализуемые на рынке относительно долго

7) по новым товарам выделяются следующие виды цен:

- «снятие сливок».С момента освоения и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена. Такая цена рассчитана на покупателя, который готов купить этот товар по этой цене

- «проникновения (внедрения на рынок)».Фирма устанавливает цену ниже, чем цены на аналогичные товары конкурентов. Цель – привлечь максимальное число покупателей и занять наибольшую долю рынка

- «следование за лидером» Эта цена устанавливается с учетом цены, предлагаемой главным конкурентом – ведущей фирмой отрасли. Цена фирмы не должна превышать цену лидера

- с возмещением издержек.В том случае цены устанавливаются фирмой с учетом фактических издержек и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли

- престижная.Эта цена устанавливается на эксклюзивные товары очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными признаками и свойствами

Руководство организации выбирает один из перечисленных видов цен с учетом многих факторов, а именно: от скорости внедрения на рынок нового товара, доли рынка, контролируемой данной фирмой, характера товара (степени новизны, взаимозаменяемости с другими товарами), срока окупаемости капитальных. Конкретных условий рынка (степени его монополизации, ценовой эластичности спроса, круга покупателей), положения фирмы отрасли (финансового положения, связей с другими производителями).

Для товаров, продаваемых на рынке длительное время, используются следующие виды цен:

- потребительского сегмента рынка. Эта цена устанавливается на примерно аналогичные виды товаров и услуг, реализуемых по разным ценам разным социальным группам покупателей с неодинаковым уровнем доходов

- преимущественная. Предусматривается определенное снижение цены на свои товары фирмой, занимающей основную долю рынка (70-80%). Главная цель фирмы – воспрепятствовать проникновению на рынок новых конкурентов

- на изделия, снятые с производства. Ориентирована на ограниченный круг покупателей, имеющих потребности именно в этих товарах. Цены на эти товары устанавливаются выше, чем на обычные товары

- ниже, чем у большинства фирм. Они устанавливаются на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене. Эти цены используются как реклама.

- договорная. В том случае покупателю предлагаются льготы или какие-либо скидки с обычной цены.