Финансовый анализ в организации
Оценка стоимости и доходности акций
Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на части имущества, остающегося после его ликвидации.
В зависимости от типа выделяют акции:
- открытых акционерных обществ – могут свободно продаваться их владельцам без согласия других акционеров этого общества
- закрытых акционерных обществ – необходимо учитывать, что его акционеры имеют преимущественное право их приобретения, Акции могут выпускаться только в форме закрытой подписки и не могут быть предложены для приобретения неограниченному кругу лиц
В зависимости от предоставляемых прав акции подразделяются:
- на привилегированные (недают право голоса на собрании акционеров (право участия в управлении предприятием), однако их владельцы имеют ряд преимуществ:
1) кумулятивные – любые причитающиеся, но не объявленные проценты накапливаются и выплачиваются по этим акциям до объявления о выплате дивидендов по обыкновннным акциям
2) некумулятивные – держатели этих акций теряют дивиденды за любой период, в котором не было объявлено об их выплате
3) с долей участия – эти акции дают их держателям право на получение дополнительных дивидендов сверх объявленной суммы, если дивиденды по обыкновенным акциям превышают объявленную сумму
4) конвертируемые – эти акции могут быть обменены на установленное число обыкновенных акций в заранее оговоренных пропорциях
5) с конвертируемой ставкой дивидендов – выплаты по этим акциям корректируются с учетом динамики рыночных процентных ставок
6 отзывные – этот вид акций содержит право отзыва, то есть эмитент может их выкупить по оговоренной цене
- обыкновенные(сохраняют основную долю уставного капитала АО. Владелей имеет все права: голоса на общем собрании, участия в прибыли общества (право на получение дивидендов), на преимущественную покупку новых акций, на получение части имущества при ликвидации акционерного общества.
Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации – проведение анализа его финансового состояния
Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств
Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового менеджмента в организации, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Цели финансового анализа:
- выявление изменений показателей финансового состояния
- определение факторов, влияющих на финансовое состояние
- оценка количественных и качественных изменений финансового состояния
- оценка финансового положения на определенную дату
- определение тенденций изменения финансового состояния организации
Группы потребителей, которым необходимы результаты финансового состояния:
- менеджеры организации и руководители. Для них важна оценка эффективности принимаемых решений и полученные результаты
- собственники(в том числе акционеры). Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов
- кредиторы и инвесторы. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия реализовывать инвестиционную политику
- поставщики – для них важна оценка оплаты поставленной продукции
Одна из важных функций финансового менеджера – консультирование руководства предприятия по финансовым вопросам.
В настоящее время разработкой специализированных аналитических программ занимается ряд организаций. Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:
- предварительной общей оценки финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период
- анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса, оборачиваемости его активов, анализ финансовых результатов и анализ потенциального банкротства предприятия
Для проведения анализа финансового состояния используют методы:
- сравнения (горизонтальный и вертикальный анализ)
- группировки (показатели группируются и сводятся в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи
- цепных подстановок (заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, все остальные показатели остаются неизменными, Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель
В качестве инструментария для финансового анализа используют финансовые коэффициенты (коэффициент, ликвидности, рентабельности, платежеспособности, деловой активности)