В конце занятия проведение контрольной работы (семестровой) (30 минут)

 

Вариант 1

Вариант 2

 

 

Занятие 12: Понятие инвестиций. Виды инвестиций.

Финансовые ресурсы предприятия направляются:

- на финансирование текущих расходов

- на инвестиции

Инвестиционная деятельность организации является неотъемлемой частью управления финансами. Она представляет собой комплекс мероприятий по формированию и реализации инвестиционных проектов.

Инвестиции – все виды имущественных (в том числе финансовых) и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, в результате чего создается прибыль или достигается социальный эффект.

Эффективная деятельность фирм, предприятий и организаций в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в значительной мере определяется уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции от своего имени и за свой счет, называют инвестором.

В наиболее широкой трактовке инвестиции представляют собой вложение капитала с целью последующего его увеличения. Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является получаемая от них прибыль. Часто термин “инвестиция” идентифицируется с термином “капитальные вложения”. Инвестиции в этом случае рассматриваются как вложение средств в воспроизводство основных фондов (зданий, оборудования, транспортных средств, и т.п.). Инвестиции могут осуществляться: в оборотные активы; в различные финансовые инструменты (акции, облигации и т.п.); в отдельные виды нематериальных активов (приобретение патентов, лицензий и “ноу-хау”) и т.п. Следовательно, капитальные вложения являются более узким понятием и могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций, но не как их аналог.

Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и финансовые. Реальные инвестиции – это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован как собственный так и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.

Финансовые или портфельные инвестиции – это вложение капитала в проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других активов. В этом случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Инвестиционный портфель – это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей.

В практике планирования и учета долгосрочные реальные инвестиции могут группироваться по следующим признакам:

ü по уровню централизации источников финансирования: централизованные (средства государственного бюджета), нецентрализованные (собственные средства предприятия, заемные и привлеченные финансовые ресурсы и др.);

ü по технологической структуре (составу работ и затрат): на строительные и монтажные работы, приобретение всех видов оборудования, инструмента и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты;

ü по характеру воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение,

ü реконструкция, техническое перевооружение;

ü по способу выполнения работ: подрядным и хозяйственным способом;

ü по назначению: производственного и непроизводственного назначения.

 

 

Занятие 13: Виды инвестированных потоков: рисковые прямые, портфельные, аннуитет.

В мировой практике инвестиции подразделяют:

- на венчурные – представляют собой вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в ноых сферах бизнеса и связанных с большим риском.

- реальные – это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения

- портфельные – вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг. Портфель – это совокупность собранных различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика

- аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды.

 

Основу инвестиционной деятельности организации составляет реальное инвестирование.

Реальные инвестиции осуществляются организациями в разнообразных формах, среди которых:

- новое строительство – инвестиционная операция, направленная на строительство нового объекта с законченным технологическим циклом.

- приобретение целостных имущественных комплексов – инвестиционная операция крупных организаций, обеспечивающая отраслевую, товарную или региональную диверсификацию их деятельности

- реконструкция – вид инвестиционной деятельности, связанный с существенным преобразованием всего производственного потенциала на основе современных научно-технических достижений

- техническое перевооружение – направлено на совершенствование и обновление основных производственных фондов

 

Занятие 14: Инвестиционный проект. Методы оценки эффективности проектов.

Инвестиционная деятельность организации подчинена определенной инвестиционной политике, разработанной в составе его финансовой стратегии.

При разработке инвестиционной политики необходимо учитывать следующие факторы: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, и их стоимость; многообразие доступных проектов; риск, связанный с принятием того или иного проекта, и т. п.

Основной задачей инвестиционной политики является обеспечение наиболее эффективных путей расширения активов организации с позиций достижения основной цели ее функционирования на рынке.

 

Объем инвестиций зависит от определенных факторов. Рассмотрим лишь основные факторы, влияющие на объем инвестиций.

Во-первых, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. В условиях низких среднедушевых доходов основная их часть расходуется на потребление. Рост доходов вызывает повышение их доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций и наоборот

Во-вторых, значительное влияние на объем инвестиций оказывает ожидаемая норма чистой прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем соответственно выше будет и объем инвестиций, и наоборот

В-третьих, существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. В процессе инвестирования часто используется не только собственный, но и заимствованный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций и наоборот.

В-четвертых, среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует отметить предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль от инвестиций и, следовательно, меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций. Особую роль этот фактор играет в процессе долгосрочного инвестирования.

Комплекс работ, выполняемых для обоснования эффективности инвестиций на предприятие, называется инвестиционным проектом. Инвестиционный проект для конкретного предприятия является системой организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, содержащей программу действий, направленных на эффективное использование инвестиций.

Подготовка инвестиционного проекта – длительный, а порой и очень дорогостоящий процесс, состоящий из ряда актов и стадий. В международной практике принято различать три основных этапа этого процесса: прединвестиционный; инвестиционный; эксплуатационный.

Промежуток времени между моментом появления проекта и его ликвидацией называется жизненным циклом проекта. Прединвестиционная фаза содержит четыре стадии:

1. поиск инвестиционных концепций (бизнес-идей);

2. предварительная подготовка проекта;

3. окончательная формулировка проекта, оценка его экономической и финансовой приемлемости;

4. финальное рассмотрение проекта и принятие по нему решения.

Инвестиционная фаза включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ, главным образом в области управления проектом. Управление проектом – это процесс планирования, организации и контроля за распределением и движений людских, финансовых и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта. Реализацию проекта обеспечивают участники проекта. Главным участником проекта является заказчик, в лице которого выступает организация, для которой проект выполняется.

Занятие 15: Основные способы внешнего финансирования (открытая и закрытая подписка на акции, привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций).

Размещение в обращение наиболее важных видов ценных бумаг, прежде всего таких, как акции и облигации, осуществляется путем их эмиссии.

Эмиссияэто установленная законом совокупность процедур, обеспечивающих размещение ценных бумаг между инвесторами.

Цели эмиссии.Эмиссия имеет своей целью привлечение эмитентом дополнительных финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного капитала (в случае выпуска акций), но делается это по правилам и под контролем со стороны государства в лице его органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Эмиссия может иметь своей причиной учреждение акционерного общества, изменение номинала ранее выпущенных ценных бумаг, выпуск ценных бумаг с новыми свойствами (правами).

Организация эмиссии.Эмиссия обычно осуществляется путем привлечения профессиональных участников фондового рынка, которые называются андеррайтерами. Андеррайтер – это профессиональный участник фондового рынка, который по договору с эмитентом берет на себя определенные обязательства по выпуску и размещению его ценных бумаг за соответствующее вознаграждение.

Виды эмиссии. Процессы эмиссии могут быть охарактеризованы с разных сторон.

С точки зрения очередности эмиссию принято делить на первичную и вторичную.

Первичная эмиссия имеет место либо когда коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги, либо когда выпуск какой-то ценной бумаги этой организацией происходит впервые. Например, компания решила впервые выпустить свои облигации, или образующееся акционерное общество выпускает свои первые акции. Сюда же относится и ситуация, когда компания, ранее выпускавшая только обыкновенные акции или облигации, приняла решение впервые выпустить в обращение, например, свои конвертируемые облигации или привилегированные акции.

Последующая эмиссия– это повторное размещение тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации.

По способу размещения эмиссия может осуществляться путем распределения, подписки и конвертации.

Распределение ценных бумаг – это их размещение среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций. Распределение акций имеет место либо при учреждении акционерного общества, либо при их размещении среди его акционеров (бонусная эмиссия).

Подпискаэто размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). Подписка может осуществляться в двух формах: путем закрытой или открытой подписки.

Закрытая подписка это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов.

Открытая подписка это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки.

Конвертация – это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой на заранее установленных условиях.

В целом размещение акций может осуществляться путем распределения их среди учредителей акционерного общества, дополнительных акций среди акционеров, подписки и конвертации (обмена) других видов ценных бумаг общества на акции.

Размещение облигаций производится только путем подписки или конвертации.

В процессе эмиссии могут выпускаться как именные, так и предъявительские ценные бумаги; как в документарной, так и в бездокументарной формах.

Размещение ценной бумаги, понимаемое как совокупность всевозможных отношений между эмитентом ценной бумаги и остальными участниками рынка ценных бумаг, есть ее первичный рынок.

Законодательное регулирование эмиссии.Основными нормативными документами, регулирующими процедуру эмиссии, являются:

- федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» (1995 г.) с последующими изменениями и дополнениями;

- федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг»
(1996 г.) с последующими изменениями и дополнениями;

- федеральный закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.);

- инструкция ЦБ РФ № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (1996 г.);

- стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий (2003 г.).

Порядок эмиссии.Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:

- принятие решения о выпуске ценной бумаги;

- государственную регистрацию выпуска;

- изготовление сертификатов ценной бумаги, если она выпускается в документарной форме;

- размещение ценной бумаги;

- регистрация отчета об итогах выпуска ценной бумаги;

- внесение необходимых изменений в устав акционерного общества (в случае эмиссии акций).

Если размещение ценной бумаги производится в открытой подписке или при закрытой, но среди более чем 500 инвесторов, процедура эмиссии дополнительно включает:

- регистрацию проспекта ценной бумаги;

- раскрытие информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг;

- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Принятие решения об эмиссии.Решение о выпуске акций принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций – советом директоров, или исполнительным органом коммерческой организации.

Подготовка проспекта ценных бумаг. Проспект ценной бумаги – это документ установленной законом формы, содержащей сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии и о предстоящем выпуске ценной бумаги.

Государственная регистрация.Любые эмиссионные ценные бумаги, т. е. любые эмиссии акций или облигаций подлежат обязательной государственной регистрации.

Процедура государственной регистрации включает утверждение:

- решения о выпуске ценной бумаги;

- проспекта ценных бумаг в том случае, если выпуск ценных бумаг требует его составления;

- бланков ценных бумаг (если выпуск осуществляется в документарной форме).

Законом установлен срок, в течение которого эмитент должен представить ценные бумаги для регистрации.

Основанием для отказа в регистрации может быть нарушение эмитентом требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг, непредоставление необходимых для регистрации документов, предоставление ложной информации о себе, неуплата необходимых налогов, связанных с процедурой эмиссии.

Результатом регистрации выпуска ценной бумаги является решение регистрирующего органа, в котором за данной эмиссией закрепляется присвоенный ей государственный регистрационный номер, упоминание этого номера является обязательным при всех рыночных операциях с этой ценной бумагой.

Регистрирующий орган государства несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решении о выпуске и проспекте эмиссии, но не за их достоверность, ответственность за которую несет эмитент.

До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.

После получения номера государственной регистрации эмитент в случае документарного выпуска должен подготовить к реализации сами ценные бумаги. Бланки ценных бумаг изготавливаются типографиями на основе лицензий, выдаваемых Министерством финансов, и должны иметь необходимое число ступеней защиты от возможной подделки. Обычно изготавливаются бланки не самих, например, акций, а бланки сертификатов, представляющих собой свидетельство на владение сразу определенным числом этих акций. Указанные бланки заполняются эмитентом (или посредником) по мере распространения акций на рынке.

Раскрытие информации.В случае наличия проспекта эмиссии информация, содержащаяся в нем, должна стать доступной для всех участников рынка и потенциальных инвесторов до начала реализации эмиссии. Эмитент обязан после государственной регистрации опубликовать информацию о регистрации выпуска в средствах массовой информации тиражом не менее 50 тысяч экземпляров или в «Вестнике Федеральной службы по финансовым рынкам». ФСФР является главным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России.

Публикация должна включать следующую информацию:

- наименование эмитента;

- вид и форма размещаемых ценных бумаг;

- количество ценных бумаг, подлежащих размещению;

- сроки и условия размещения;

- дата и номер государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

- место (места) и порядок ознакомления с проспектом эмиссии.

Размещение ценных бумаг – это отчуждение ценных бумаг на основании заключения гражданско-правовых сделок между эмитентом и первым приобретателем ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг может начинаться только после прохождения ими государственной регистрации в установленном законом порядке, но не ранее чем через две недели после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска и обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации об эмиссии, включая ее проспект.

Срок размещения ценных бумаг путем подписки или конвертации в другой вид ценной бумаги устанавливается в зарегистрированном решении, но он не может превышать одного года со дня утверждения решения о выпуске ценных бумаг.

Размещение в случае распределения акций среди акционеров, конвертации их в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью (т. е. при консолидации или дроблении), в акции с иными правами, завершается в установленные сроки, но не превышающие установленные законодательством РФ.

Допускается размещение меньшего количества ценных бумаг, о чем было указано в решении и проспекте эмиссии, но большее их число разместить нельзя.

Основной способ размещений ценных бумаг – это их купля-продажа с оформлением соответствующего договора.

Отчет об итогах выпуска. Составляется после завершения размещения ценной бумаги и представляется в органы государственной регистрации.

Раскрытие информации, содержащейся в итогах выпуска. Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.

Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.

Внесение изменений в устав.В случае выпуска акций в устав акционерного общества должны быть внесены соответствующие изменения, связанные с:

- увеличением уставного капитала на совокупную номинальную стоимость фактически размещенных дополнительных акций;

- увеличением числа размещенных акций соответствующих категорий (типов);

- уменьшением числа объявленных акций соответствующих категорий (типов).

Указанные изменения вносятся в устав акционерного общества на основе решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и зарегистрированного отчета об итогах выпуска указанных акций.