Методики социального проектирования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 1995.
3. Виханский О.С. “Стратегическое управление”, Издательство Московского Университета.,1998, 455 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во Московского университета, 1995.
5. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент: Учебное пособие , «Экоперспектива», 2001. – 167 с.
6. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование// Маркетинг в России и за рубежом, №4, 2001, с. 124.
7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 1995. – 257 с.
8. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Издательство "Финпресс", 1998 г. – 192 с.Мескон М. Х.,
9. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Эффективный менеджмент. – М.: Высшая школа, 2003. – 555 с.
10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.:ИНФРА-М; Новособирск, 1999. – 288 с.
11. Муромкина И.И. Разработка стратегий маркетинга на рынке потребительских товаров. - Н.Новгород: НКИ, 2000.
12. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА - М, 2001. – 97 с.
13. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия//Управление компанией, №3, 2001, с.18.
14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 448 с.
15. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. Пособие./Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб.: Спец. – Лит., 2000г. – 589 с.
Введение…………………………………………………………………………... | |
Лекция 1. Этапы развития методологии стратегического управления ………. | |
Лекция 2. Основные понятия и определения стратегического менеджмента... | |
Лекция 3. Методика анализа внешней среды …………………………………... | |
Лекция 4. Методика анализа внутренней среды фирмы……………………….. | |
Лекция 5. Анализ хозяйственного портфеля фирмы…………………………... | |
Лекция 6. Виды конкурентных стратегий фирмы…………………………….. | |
Лекция 7. Диверсификационные и интернационализационные стратегии фирмы……………………………………………………………………………… | |
Лекция 8. Конкурентные преимущества фирмы ……………………………… | |
Лекция 9. Разработка комплексной стратегии развития фирмы…………….. | |
Лекция 10. Корпоративная стратегия: базовые подходы………………………. | |
Лекция 11 . Примеры реализации корпоративной стратегии в диверсифицированных фирмах……………………………………………………………….. | |
Список литературы……………………………………………………………….. |
Методики – способы достижения цели.
Методики бывают:
- матрица идей (когда на основе различных идей составляются несколько вариантов решений той или иной проблемы)
- метод аналогии (сравнение различных объектов по определённым показателям)
- методика мозгового штурма (генерации идей, с их равноправной конкуренцией и возможностью сопоставления), осуществляется путём коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки и полемика мнений.
- построение дерева целей (построение определённой структуры, снабжённой ключевыми целями по совершенствованию (улучшению) некой проблемной ситуации и соответствующими этим целям задачами)
- дерево целей это постановка целей и перевод их на язык задач (разложения по отдельным действиям и мероприятиям, при этом все составляющие дерева целей имеют качественную и количественную оценку – это даёт возможность сравнивать их и определять наилучший вариант)
Дерево целей. Пример.
Задачи: 1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства 2. создание условий, для расширения рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия 3. стимулирования занятости населения (организация дополнительных рабочих мест в количестве…) 4. организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского округа. 5. Учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов | Задачи: 1.Утверждение бюджета города и контроль за его исполнением 2.Изменение и отмена местных налогов и сборов 3.Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (к 2013 году обязательство построить … км дорог) 4.Повышение уровня предоставления услуг образования и культуры 5.Популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры, находящихся в собственности города) 6.Организация и оказание на территории города первичной медико-санитарной помощи 7.Обеспечение социальной безопасности отдельных групп населения 8.Осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов (количество домов) | Задачи: 1.Организация охраны общественного порядка на территории города 2.Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка 3.Улучшение содержания деятельности аварийно-спасательных служб 4.Организация ряда мероприятий по охране окружающей среды (с перечислением мероприятий) 5.Улучшение организации сбора, вывоза, утилизации, и переработки бытовых и промышленных отходов. 6.Улучшение благоустройства территории города, нацеленное на воспроизводство городских лесов, расположенных в границе города. |
Этапы проектирования
Этапы проектирования – система приёмов, методов, правил, процедур по созданию социального проекта.
Этапы проектирования:
1. Описание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это наличие противоречия и осознание проблемной ситуации, осознание необходимости решения возникшего противоречия, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие, успешное движения вперёд.
2. Паспортизация объекта – это получение точных данных об объекте, о системе, о явлениях, т.е. описание его состояния, т.е. анализ качественных и количественных параметров. Внесение показателей, которые будут изменяться.
3. Цель – является основным поводом, для начала деятельности. Построение целей (целеполагание) включает в себя:
А) Отображение потребности
Б) Отображение путей и способов её удовлетворения (планирование действий)
В) Отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых)
4. Определение задач (этапы достижения целей) см. дерево целей.
5. Предвидение тенденций и перспектив возможного дальнейшего развития (если …, то…)
28 марта 2012 г.
Социальная организация.
- Сущность организации, её типы, виды и формы управления.
- Социальная организация, признаки, структуры, элементы.
Типы организации: неформальные организации (межличностные связи), формальные организации.
Признаки формальной структуры организации: рациональность, безличность, функциональность, наличие персонала.
Виды организации:
По формам собственности: государственные, кооперативные, акционерные, собственность трудового коллектива, частные, смешанные, совместное с иностранным капиталом, иностранное.
Организации бывают производственные(трудовые) и социальные.
Социальная организация-система социальных групп и отношений между ними, для достижения определённых целей, посредством распределения функциональных обязанностей, координацию усилий и соблюдение определённых правил взаимодействия. В основе построения организации лежит сочетание двух принципов:
- Координационный принцип (горизонтальный)
- Иерархический принцип (вертикальный)
Формы управления.
- пирамидальная структура
- «линейка» или линейная структура
- матричная структура (наличие многих отделов, взаимосвязь между отделами и т.д.)
- конгомерантная (транснациональные компании)
Признаки социальной организации:
- наличие единой цели
- распределение функций
- наличие коммуникаций (взаимодействие)
Структура организации: производственная структура и непроизводственная структура (межличностные связи). В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень (внешняя среда организации и внутренняя среда организации).
Основные факторы внешней среды:
- политическая ситуация
- влияние рынка (особенно конкуренты и рынок труда)
- роль экономики
- влияние социальных и культурных факторов
- технологии
Внутренний уровень (внутренняя среда организации), та обстановка, в которой приходится работать людям, объединёнными совместными целями, интересами и деятельностью.
Элементы внутренней среды организации:
- формальная структура (нормативная структура)
- цель – это «цемент» организации, связующее организации
виды целей:
а) цель – задание, т.е. программа действий
б) цель – ориентация, т.е. совокупность целей всех участников организации
в) цель – система, т.е. стремление организации сохранить себя
г) цель – коммуникация
3. Участники организации (персонал), обладающий знаниями, квалификацией, мотивация.
4. Технология, т.е. организация – то место, где производятся определённые типы работ.
Под технологией мы понимаем:
А) технология как система физических объектов
Б) технология как связь физических объектов и человеческой активности
В) технология как совокупность знаний и умений.
Организационная культура.
- понятие организационной культуры и её происхождение
- уровни и элементы организационной культуры
- типология организационной культуры
Организационная культура это совокупность норм и ценностей конкретной организации. Включает в себя ценности организации и её символику. Термин организационная культура (корпоративная культура) был введён в 1969 году. Организационная культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражения в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Уровни и компоненты организационной культуры.
1. Национальная культура (самый масштабный) - та культура в которой мы живём
А) организационная культура (поверхностный и глубинный уровни)
Элементы организационной культуры:
- идентификация организации (её позиционирование и т.д.)
- коммуникативные системы и язык общения
- одежда и внешний вид
- осознание времени и отношение к нему
- взаимоотношения между людьми
- ценности и нормы
- убеждения и мировоззрения (перекличка с п.1)
- развитие и самореализация сотрудников
- особенности и методы работы
Типология орг. культур.
- индивидуализм и коллективизм
- дистанция власти (досягаемость начальников)
- культура с низким или высоким уровнем избегания неопределённости (на сколько долго человек планирует работать в данной организации)
- мужской и женский тип культуры
- культура высокого риска и быстрой обратной связи, культура низкого риска и быстрой обратной связи, культура высокого риска и медленной обратной связи, культура низкого риска и медленной обратной связи (система государственной службы)
Организационная культура должна быть ценна для сотрудников, должна быть неподражаема.
Методы изучения организационной культуры.
- интервью или анкетный опрос. Это опросы в виде анкетирования или интервьюирования, основной целью которых является получение информации на следующие вопросы:
а) ключевые стратегические ценности организации
б) организационные символы (какие понятия и т.п. понятны только сотрудникам вашей организации
в) герои и антигерои в организации
- включённого наблюдения происходит изучение устного фольклора. (наблюдатели, по сути «стукачи» которые наблюдают за сотрудниками.)
- анализ документов.
- изучение сложившийся практики управления
Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трёх задач:
- ясно осознать, прописать и сформулировать ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.
- прояснить какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации
- оценка имеющихся несогласованностей и несоответствий между целями организации и тем, что организация на самом деле из себя представляет.
Изменение организационной культуры.
Типы изменений:
- введение новой техники (или технологий)
- изменение в организационной структуре
- новая система оплаты труда
- переход на другой режим работы
- пересмотр должностных инструкций (с точки зрения подчинённости)
На возможность изменения культуры влияют следующие факторы:
- организационный кризис
- смена руководства
- стадия жизненного цикла организации
- возраст организации (включая возраст сотрудников)
- размеры организации
- статус организации
- уровень культуры сотрудников
- наличие национальных субкультур
Для изменения культуры необходима особая структура управления культурой в организации, она предполагает: анализ культуры (её оценка), разработка специальных предложений и мер.