ЛЕКЦИЯ 11 . Примеры реализации корпоративной стратегии в диверсифицированных компаниях

Компания «Северсталь»

В каждой отрасли можно выделить три группы предприятий (лидеры и отстающие – по 2-3 компании, и середняки). Первые две группы конкурируют на основе своих способностей, их результаты не определяются состоянием отрасли. Последние - компании, которые не управляют с целью выделить себя за счет применения уникальной стратегии создания стоимости, заканчивают, оседлав отраслевые колебания. Для них отрасль – судьба. В долгосрочной перспективе, лучшее, на что они могут надеяться – получение среднеотраслевого уровня прибыли.

Примером компании, представителя первой группы является Северсталь. Рассматривая современный этап можно утверждать, что в соответствии с четырьмя этапами внедрения стратегического управления на предприятии Северсталь находится в переходе от планирования, основанного на прогнозировании к внешне-ориентированному планированию.

В последнее время многие задаются вопросом: “Как Северсталь добивается успеха?”

Очевидно, руководство Северстали тщательно изучило правила отрасли, в чем, несомненно, оказали значительную помощь эксперты ведущей мировой консультационной компании в области стратегического менеджмента - McKinsey, реализовавшие проекты в Северной и Южной Америке, Японии, странах Юго-восточной Азии, бывших странах СЭВ.

Начиная с 1999 года, наблюдались результаты установления менеджментом Северстали правил на российском рынке стальной продукции, стандарты поведения. Для осуществления проектов и управления компанией привлекались профессиональные менеджеры (в том числе сотрудники McKinsey, занимающие несколько руководящих позиций).

Северсталь покупает автозавод, создает транспортно-экспедиционную компанию, приобретает порты, вступает в альянсы.

Авто - промышленные объекты, вагоны, порты – ходовой товар.

Северсталь приглашает специалистов в области построения бизнеса, кризисного управления, оценке предприятий, совместная работа с которыми повышает общий уровень управления на предприятии и приносит результаты.

ОАО «Концерн «Калина»

ОАО «Концерн «Калина» — крупнейший российский производитель парфюмерно-косметической продукции. В ноябре 2003 г. концерн стал активным участником проекта Международной финансовой корпорации «Корпоративное управление в России». В конце апреля 2004 г. «Калина» успешно разместила более 16% акций новой эмиссии на ММВБ. В мае 2004 г. на пост председателя совета директоров компании впервые в России был избран независимый директор.

В конце 90-х, когда руководители впервые стали задумываться о проведении первоначального открытого размещения акций (initial public offering, IPO). Уже тогда они понимали, что необходимо развивать и корпоративные отношения, так как без них инвесторы не будут чувствовать себя комфортно.

Компания стремится выйти на международные финансовые рынки, занимаясь совершенствованием корпоративного управления.

В компанию привлекли прямые иностранные инвестиции, затем провели эмиссию облигаций и публичное размещение акций, теперь планируется выпуск американских депозитарных расписок.

Для того чтобы механизм привлечения капитала работал успешно, в компании занимались такими вопросами, как прозрачность бизнеса, раскрытие информации, деятельность совета директоров -всем тем, что входит в практику корпоративного управления. Сначала работали над этим самостоятельно, затем решили воспользоваться мировым опытом и знаниями в этой сфере и стали сотрудничать с проектом Международной финансовой корпорации «Корпоративное управление в России».

 

ОАО «Свердловский инструментальный завод»

ОАО «Свердловский инструментальный завод» -крупнейший в Уральском регионе производитель металлорежущих инструментов. В 2002 г. руководители компании приняли решение сосредоточить усилия на совершенствовании корпоративного управления.

Интерес к этой сфере объясняется достаточно просто: улучшение корпоративного управления сегодня необходимо, потому что в результате появляется возможность выстроить надлежащие отношения между менеджерами и собственниками, а следовательно, повысить эффективность работы предприятия.

«СИЗ» добился определенных успехов: принят ряд внутренних документов, формализующих работу совета директоров и генерального директора, утверждено положение об общем собрании акционеров, в ежеквартальный отчет включен подробный раздел о выполнении рекомендаций российского Кодекса корпоративного поведения, началась разработка внутреннего Кодекса корпоративного поведения.

Но главное заключается в том, что оказалась чрезвычайно полезным формирование стратегического партнерства между ОАО «СИЗ» и группой компаний «Пумори», предоставляющих инжиниринговые услуги. Этот процесс длился несколько лет и завершился в 2004 г. созданием управляющей компании и комплекса совместных предприятий, в том числе и специализированного торгового дома. В рамках альянса была введена унифицированная система корпоративного управления и определены процедуры взаимодействия между основными участниками корпоративных отношений: акционерами, советом директоров и исполнительным органом.

Кроме того, «СИЗ» уделяет пристальное внимание соблюдению прав акционеров, обеспечению финансовой прозрачности и информационной открытости бизнеса. Руководители компании уверены, что их усилия окупятся сторицей, воплотившись в повышении инвестиционной привлекательности Свердловского инструментального завода.

Холдинг ЗАО «К-Инвест»

Эффективная система корпоративного управления и корпоративная стратегия нужны не только крупным акционерным обществам, имеющим множество акционеров, но и небольшим быстрорастущим компаниям, играющим все более важную роль в современной экономике российских регионов.

В конце 1993 года компания начала процесс активного выхода на российские региональные рынки крупных иностранных производителей предметов косметики, бытовой химии и гигиены сразу наладила с ними плодотворное взаимодействие. В то время рынок рос фантастическими темпами, и доходность операций была очень высока. При поддержке одного из региональных банков компании удалось существенно расширить свой бизнес: параллельно с развитием дистрибьюторских услуг была создана сеть фирменных магазинов «Крокус», получивших широкую известность среди жителей Ростова и ряда городов области. В 1996 г. «К-Инвест» заключила первые контракты на оказание складских услуг, а с 1997 г. начали активное сотрудничество с Ростовским Сбербанком, в рамках которого к 2001 г. были подготовлены условия для развития сетей салонов красоты и магазинов непродовольственных товаров. За эти годы компании удалось сформировать профессиональную команду менеджеров-единомышленников.

Таким образом, в настоящее время ЗАО «К-Инвест» управляет активами, сосредоточенными в пяти отраслях. Дистрибуцию предметов косметики, гигиены, бытовой химии и бытовой техники мы осуществляем через фирму «Крокус-Косметика». На сегодняшний день это самая крупная компания в составе «К-Инвест», она является лидером регионального рынка. Другая сфера деятельности, которую считают одной из наиболее перспективных -управление сетью магазинов-дискаунтеров «Семейный квартал». Далее, в состав холдинга входят три фирмы, обеспечивающие работу парикмахерских и салонов (торговая марка «Индустрия красоты») в трех направлениях: дистрибуция профессиональной косметики и оборудования, профессиональное обучение и переподготовка специалистов, управление сетью салонов. Развивается также подразделение, предоставляющее складские услуги крупным игрокам на рынке предметов косметики, гигиены и бытовой химии: среди клиентов компании Gillett, SCA Hygiene Products, «P.O.C.T. - XXI» (российский дистрибьютор марок Dura и Arko). Наконец, у «К-Инвест» есть рекламное агентство. Структура холдинга менялась вместе с ростом компании. Была проведена работа по выделению бизнес-единиц в качестве самостоятельных компаний и определению принципов их взаимодействия с корпоративным центром.