Виды трения. Износ при сухом трении, граничном, полужидкостном и жидкостном. Роль смазки
Трение— сопротивление, возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел.
В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения.
В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают: трение без смазки — трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов;
граничное трение — трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости, обладающего свойствами, отличающимися от объемных;
жидкостное трение — явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами, разделенными слоем жидкости, в котором проявляются ее объемные свойства.
Изнашивание— процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации.
Износ— результат изнашивания, проявляющегося в виде отделения или остаточной деформации материала.
Наименьший износ трущихся пар наблюдается при жидкостном_трении.
С точки зрения гидродинамической теории смазки процесс жидкостного трения состоит в следующем. При вращении вала смазка, приобретая определенную скорость, постепенно отжимает цапфу по ходу вращения и, подклиниваясь под нее, приподнимает цапфу. В результате цапфа будет постепенно смещаться влево и вверх, как бы всплывать.
При движении смазки отдельные ее слои перемещаются с различными скоростями по отношению друг к другу, поэтому возникает жидкостное трение.
Закон жидкостного трения можно представить следующей формулой:
где F —сопротивление трения, кгс;m— абсолютная вязкость смазки, кгс-о/м2; Q — площадь трущихся поверхностей, м2; v — относительная скорость скольжения, м/с; h — толщина слоя смазки, м.
При увеличении значений m, и п цапфа всплывает. Это подтверждается тем, что жидкостное трение надежно обеспечивается в скоростных машинах (например, в турбинах и быстроходных станках).
Для нормальной работы деталей главное значение имеют величина первоначального зазора и качество смазки. Осуществить постоянство условий для обеспечения жидкостного трения невозможно, так как при запуске машины цапфа переходит из нижнего положения в верхнее при полужидкостном трении, что приводит к изнашиванию сопряженной пары.
Процесс деформации поверхностей, возникновения и разрушения фрикционных связей сопровождается переходом механической энергии в тепловую и развитием в местах контакта высокой температуры, изменяющей механические свойства поверхностных слоев.
Молекулярное взаимодействие обусловлено взаимным притяжением двух твердых тел,
Рис. 2.7. Виды нарушения фрикционных связей:упругое оттеснение материала (1); пластическое оттеснение материала (2); срез более мягкого материала (3).
Нарушения последних двух видов связаны с молекулярным взаимодействием и включают: схватывание пленок на поверхности твердых тел и их разрушение (4) и схватывание поверхностей с глубинным вырыванием (5).
т. е. их адгезией, а механическое взаимодействие — взаимным внедрением элементов сжатых поверхностей. При перемещении элементов происходят изменения поверхностного слоя, вы-зйанные деформацией, напряжением, а также тепловым и химическим действием окружающей среды.
В процессе межмолекулярного взаимодействия решающее значение имеют адгезионные свойства твердых тел и пленок на них (окисных, смазки,_адсорби-_^ рованных от различных газов). Эти пленки, вступая в адгезионное взаимодеиствие, защищают поверхности твердых тел от схватывания.
Смазки, вводимые между поверхностями трения, снижают силы молекулярного. В результате создается резкий перепад механических свойств материала по глубине, обеспечивающий чисто поверхностное трение.
Нагрев контактов и пластическое течение металла при трении облегчают процесс диффузии веществ окружающей среды в металл. При относительно стабильной высокой температуре в поверхностном слое образуются химические соединения, которые способствуют его интенсивному разрушению.
Большое влияние на прочность оказывают дефекты в твердых телах. Эти дефекты являются концентраторами напряжений и могут быть связаны как с несовершенством структуры твердых тел, так и с их повреждениями в результате механических и химических воздействий, тепловых напряжений и др.