ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЭТАПЫ
Процесс стратегического планирования ¾ это непрерывный, адаптивный и творческий процесс, учитывающий изменения во внешней и внутренней среде организации.
Существуют несколько моделей процесса стратегического планирования.
А. И. Ильин полагает, что основными компонентами стратегического планирования выступают1:
1) определение миссии организации;
2) формулирование целей и задач функционирования организации;
3) анализ и оценка внешней среды;
4) анализ и оценка внутренней структуры организации;
5) разработка и анализ стратегических альтернатив;
6) выбор стратегии.
По мнению Д. Хасби, модель процесса стратегического планирования состоит из следующих блоков:
· предварительное описание целей; · прогнозы внешнего окружения;· предпосылки планирования;· выбор целей организации;· оценка альтернатив;· разработка планов;· разработка стратегии.
Анализируя экономическую литературу можно сказать, что:
1) включение в процесс планирования таких элементов, как контроль и реализации стратегии, приводит к тому, что данный процесс описывает стратегический менеджмент, а не стратегическое планирование;
2) сведение стратегического планирования только к формированию, оценке и выбору стратегии, лишает его таких важных элементов как план, миссия, цели организации.
Определив составные элементы процесса планирования устанавливается последовательность действий по стратегическому планированию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1) определение миссии организации;
2) формирование целей и задач функционирования организации;
3) анализ и оценку внешней среды;
4) анализ и оценку внутренних ресурсов организации;
5) анализ видов стратегии;
6) формирование стратегии организации;
7) оценка стратегии;
8) выбор стратегии;
9) планирование по функциям (технико-экономическое, финансовое, инновационное, инвестиционное и др.);
10) составление стратегического плана с основными показателями;
11) корректировка плана.
Содержание первых восьми этапов стратегического планирования было изложено выше.
На девятом этапе процесса осуществляется планирование по отдельным функциям, а именно: производства, маркетинга, материальных ресурсов, трудовых затрат, финансовых ресурсов, инвестиций, инноваций, социальных аспектов и др.
На десятом этапе производится документирование ранее произведенных исследований и расчетов. Стратегический план оформляется в виде единого документа с соответствующими основными показателями. Содержание стратегического плана может быть произвольным, так как данная проблема еще не достаточно проработана и не имеет общепризнанных рекомендаций.
ТЕМА: Стратегический план и его структура
План ¾ это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономической деятельности организации и всех его подразделений.
Стратегический план ¾ программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегический план включает в себя ви2дение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В него входят глобальные программы организации. Именно стратегический план придает организации определенность и в то же время индивидуальность. При этом стратегический план разрабатывается достаточно гибким, с учетом потребностей рынка, чтобы при необходимости осуществить возможную модификацию и, если нужно, переориентацию на выпуск другой продукции.
Горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом организации, ее особенностями. На данный момент в зарубежной литературе представлено несколько методик разработки стратегического плана развития организации, многие из которых были переработаны отечественными учеными применительно к особенностям хозяйствования российских организаций. Рассмотрим наиболее успешные из них.