Работы, выполняемые при ТО механизмов трансмиссии
Техническое обслуживание главной передачи
Неисправности главных передач и их причины
Требования к главным передачам
Главная передача должна обеспечивать:
высокие тягово-динамические свойства и топливную экономичность;
высокий КПД (обеспечивающий меньший расход топлива);
минимальные вибрации и шум, что улучшает комфортабельность автомобиля;
Неисправности ведущих мостов характеризуются такими признаками: стуки, шумы и вибрации при работе, повышенный нагрев, люфт и увеличение механических потерь из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников щ их посадочных мест, ослабления креплений и разрегулировки зубчатых пар.
Причиной этого являются значительные нагрузки, действующие на главную передачу, что вызывает упругую деформацию валов и подшипников, уменьшение предварительного натяга их и появление зазоров в подшипниках (особенно ведущей шестерни). Деформация подшипников и нарушение их регулировки обусловливают осевое смещение шестерен, нарушение их центровки и как следствие увеличенные износы и шум при работе. Кроме того, при засорении сапуна картера главной передачи или износа сальников через них происходит течь масла и понижение его уровня в картере. В результате увеличивается износ деталей и шумность работы ведущего моста.
ЕО – ежедневно следить за характером работы главной передачи на линии, обращая внимание на характерные признаки вышеуказанных неисправностей. При их обнаружении по возвращении с линии оформить заявку на ТР в целях уточнения причин возникших неполадок, а возможно и ремонта.
ТО-1 – провести контрольно-осмотровые и крепежные работы; проверить герметичность соединений картера; проверить уровень масла (не ранее чем через 5–6 мин после остановки автомобиля) – масло должно находиться на уровне нижнего края отверстия. При необходимости вставить в отверстие наконечник маслораздаточного пистолета и долить масло (пробку заворачивать сразу не следует: надо дать стечь возможным излишкам масла).
Если подошел срок замены масла (в соответствии с картой смазки) или оно достаточно сильно загрязнено, то его следует полностью заменить на свежее соответствующей марки. Так же как в КП, его следует сливать в горячем виде, а затем промыть картер специальным маслом.
Так как в гипоидных передачах нагрузка на зубья шестерен превышает нагрузку в обычных передачах в несколько раз, в картеры этих передач следует заливать исключительно марки масел рекомендуемых заводами-изготовителями, со специальными присадками. В противном случае передача может выйти из строя. Срок замены вышеуказанных марок масел составляет для грузовых автомобилей 30–50 тыс. км, для легковых до 70 тыс. км.
ТО-2 – дополнительно к объему работ ТО-1, следует проверить наличие люфтов в главной передаче (ГП). Для контроля суммарных люфтов можно использовать приспособление КИ-4832 . При наличии повышенного люфта, определяемого по шкале прибора, губки которого закрепляются на торцах вилки карданного шарнира (ближе всех расположенного к ГП), необходимо отсоединить карданный вал от фланца ведущего вала ГП, расшплинтовать гайку крепления фланца и попытаться подтянуть ее с соответствующим усилием. После этого, покачивая резко фланец вдоль оси вала (на себя–от себя), проверить, нет ли осевого люфта А (рис. 8.6) в конических подшипниках ведущего вала конической шестерней. Для этого можно использовать индикаторную головку с установочным механизмом (рис. 8.7).
Рис. 8.6. Гипоидная главная передача легкового автомобиля: 1 – гайка; 2 – фланец; 3 – сальник; 4 – конический подшипник; 5 – втулка; 6 – коническая шестерня ведущего вала; 7 – регулировочная гайка; 8 – полуось; 9 – картер дифференциала; 10 – ведомая коническая шестерня |
Рис. 8.7. Проверка осевого зазора ведущего вала индикатором |
Для определения наличия радиального люфта Б (рис. 8.6) в зацеплении конических шестерен нужно резко покачивать торец фланца то в одну, то в другую сторону – при наличии люфта, сопровождаемого щелчками и стуками (при этом люфт можно замерить прибором КИ-4832) необходимо оформить заявку на текущий ремонт ГП. В двойных главных передачах помимо вышеуказанной проверки, в целях выяснения технического состояния ГП и заднего моста в целом, вывешивают одно из ведущих колес и замеряют его люфт по ободу колеса. Например, если он превышает 45 мм (у ЗИЛ-130), ГП подлежит разборке, регулировке или ремонту. Следует помнить, что эксплуатация с большими люфтами в зацеплении шестерен приводит к усилению парных нагрузок и возможна поломка зубьев передачи.
При сезонном ТО-2 – проверить техническое состояние механизма блокировки дифференциала качество его работы.
При ЕО выполняют контрольно-осмотровые работы по определению технического состояния и герметичности агрегатов, узлов и механизмов трансмиссии, а также операции по проверке их работоспособности. При необходимости регулируют гидромеханическую коробку передач.
При ТО-1 дополнительно к операциям ЕО выполняют работы, приведенные в табл. 8.1.
Таблица 8.1.