КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Техническое обслуживание коробок передач
ЕО – перед пуском двигателя визуальным осмотром проверяют внешнее состояние КП, делителя, механизмов переключения и управления, обращая особое внимание на герметичность (проверить, нет ли подтеков масла под автомобилем под этими узлами и агрегатами). Перед выездом на линию на ходу автомобиля проверяют работу коробки передач и делителя – переключение передач должно быть плавным, без стуков и шума. При контрольном осмотре в пути проверять указанные агрегаты на нагрев – не должно быть чувства ожога ладони руки.
ТО-1 и ТО-2 – помимо контрольно-осмотровых проводят крепежные работы, особенно тщательно в местах сопряжения картеров силовых смежных агрегатов. В крупных АТП с постами диагностики легкость управления и качество работы КП и делителя желательно проверять в комплексе на стендах для тягово-экономических испытаний с беговыми барабанами. При диагностировании автомобилей определяют люфтомером модели КИ-4832 (рис. 8.4) суммарный угловой люфт от ведущего до ведомого вала на различных передачах – норма 2,5– 6° (наибольший – на прямой передаче). Увеличение люфтов в 2 раза свидетельствует о необходимости ремонта КП.
Рис. 8.4. Схема динамометра-люфтомера КИ-4832:
1– винтовой зажим; 2 – подвижные губки; 3 – фланец крестовины; 4 – жидкостный уровень; 5 – угловая шкила; 6 – рессора; 7 – стрелка динамометра; 8 – шкала динамометра; 9 – рукоятка
На моделях автомобилей с делителем и пневмоцилиндром необходимо очищать при ТО-2 продувкой сжатым воздухом воздухопроводы, блоки клапанов, краны управления (или промыть их). При замене масла по графику сливать его следует в горячем виде, через все имеющиеся для этого отверстия. Поверхность магнитных пробок очищают от налета. Картеры КП желательно промыть специальным маслом в течение – 5 мин на 1-й передаче (при вывешенных колесах), затем залить свежее трансмиссионное масло.
Основные требования к карданным передачамследующие:
передача крутящего момента при всех возможных в эксплуатации значениях угловых скоростей и углов между осями валов;
высокий КПД даже при значительных углах;
минимальные вибрации и шум;
отсутствие значительных осевых усилий и износов в компенсирующем соединении.
Неисправности карданной передачи и их причины:
биение вала, изнашивание его шлицевого соединения и шарниров крестовин, (щелчки при трогании автомобиля с места, высокий уровень шума и вибрации во время движения, особенно «накатом»).
изнашивание шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) у автомобилей с передним приводом.
Причины проявления неисправностей карданной передачи :
износ отверстий в вилках, игольчатых подшипников и шипов крестовин карданных шарниров;
повышенный износ шлицевых соединений, ослабление крепления фланцев вилок;
износ подшипника, разрушение резиной опорной подушки или ослабление крепления корпуса промежуточной опоры;
погнутость или скручивание труб валов, деформация вилок или дисбаланс карданных валов в целом.