БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ
Классификационные признаки стратегий
При разработке стратегии важно не только учитывать указанные выше критерии (с точки зрения эффективности стратегии), но и знать общие классификационные рамки, в которые вписываются стратегии, хотя фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Укажем наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки:
· базовая концепция достижения конкурентных преимуществ (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, стратегия инноваций, стратегия быстрого реагирования, стратегия синергизма);
· уровень принятия решений (корпоративные, деловые и функциональные стратегии);
· стадия жизненного цикла отрасли (стратегии предприятий растущих, зрелых и переживающих спад отраслей);
· основные характеристики продукта и сферы его распространения (продуктово-маркетинговые стратегии, стратегия глобализма);
· относительная сила отраслевой позиции фирмы (стратегии отраслевого лидера и последователей, стратегии связанной и несвязанной диверсификации);
· степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе (наступательные и оборонительные стратегии конкуренции).
Усложняющим фактором классификации является то, что большая часть стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам, поэтому далее стратегии будут рассмотрены по следующим укрупненным блокам:
· базовые стратегии;
· стратегии достижения конкурентных преимуществ;
· стратегии поведения в конкурентной среде;
· отраслевые стратегии;
· портфельные стратегии;
· функциональные стратегии.
К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы:
· стратегия роста;
· стратегия сокращения;
· комбинированная стратегия.
В основе стратегии роста возможны следующие направления:
1) концентрированный рост предполагает развитие продукта (его совершенствование или создание нового), развитие или захват рынка, не переходя при этом в другую отрасль;
2) интегрированный рост ¾ развитие фирмы на основе обратной, прямой, горизонтальной интеграции (т. е. соответственно либо получение в собственность и установление контроля за поставщиками, либо за сбытовой сетью, либо конкурентами);
3) диверсифицированный рост ¾ развитие на основе проникновения в другие отрасли (горизонтальная диверсификация предполагает реализацию технологически новой продукции на существующем рынке; конгломеративная диверсификация ¾ реализацию технологически новой продукции на новых рынках; концентрическая или центрированная диверсификация ¾ создание новых производств, совпадающих с профилем организации).
Стратегия сокращения означает либо закрытие, продажу одного из своих подразделений, бизнесов; либо «сбор урожая» (постепенное сокращение бесперспективного бизнеса для получения максимального совокупного дохода); либо ликвидацию фирмы (крайний случай).
Комбинированная стратегия предполагает сочетание отдельных базовых стратегий, в зависимости от ситуации или условий для каждого вида бизнеса.