Дальнейшее усовершенствование системы ТО и ремонту автомобилей.

Обслуживание автомобилей заграничного производства.

Применение диагностикиД-2 в производственном процессеТО и ремонта автомобилей.

Диагностика Д-1, выполняемая на отдельных постах.

Удельная трудоемкость t (трудоемкость на диагностирование одного автомобиля, чел.ч) с выполнением регулировочных работ составляет примерно 25% от скорректированной удельной трудоемкости ТО-1:

tД-1 = 0, 25 × tТО-1

Так как регулировочные работы фактически являются работами, входящими в объем ТО-1, то удельная скорректированная трудоемкость TO-1 при организации диагностики Д-1 на отдельных постах уменьшается на 15%:

t'ТО-1 = 0, 85 · TТО-1.

Совмещение диагностикиД-1 с процессомТО-1.

Общая трудоемкость этих работ увеличивается примерно на 10% по сравнению с трудоемкостью ТО-1:

tТО-1 + tД-1 = 1,1 tТО-1,

или

tД-1 = 0,1 tТО-1

Диагностика Д-2 в основном выполняется на отдельных постах. При этом удельная трудоемкость Д-2 составляет 10-20% от удельной скорректированной трудоемкости ТО-2:

t Д-2 = (0,1-0,2) · tТО-2

при этом 10% принимается для автобусов и грузовых автомобилей большой грузоподъемности, а 20% — для легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности.

При применении этого вида диагностики трудоемкость
ТО-2 уменьшается на 10-20% за счет перенесения части регулировочных работ на посты Д-2 и выделения части работ на посты Д-1:

t' Д-2 = (0, 8-0,9) × t ТО-2 - t Д-1.

За счет внедрения диагностики удельная скорректированная трудоемкость TP может быть снижена на 10-15% за счет повышения качества ТО:

 

t'ТР = (0, 85-0, 90) · tТР.

 

Контрольные вопросы

 

3. Как формируют систему ТО и ремонта автомобилей?

4. Какими показателями оценивают режимы ТО автомобилей?

5. На каких этапах и как корректируют режимы ТО автомобилей?

6. В чем сущность планово-предупредительной системы ТО автомобилей?

7. Какая цель диагностирования автомобилей?

8. На какие виды подразделяются ТО и ремонт автомобилей?

2. Какая разница между профилактическими и ремонтными работами?

9. Как можно определить экономическую целесообразность КР автомобиля?

10. В зависимости от чего и как корректируют нормативы ТО и ремонта автомобилей?

11. Какие основные направления дальнейшего совершенствования системы ТО и ремонта автомобилей?

 

 

Тема 5.

 

 

5.1 Система ТО автомобилей зарубежного производства.

5.2 Методы формирования системы ТО и ремонта зарубежных автомобилей.

В Украине ТО и ремонт автомобилей зарубежного производства, также как и других машин и механизмов, должны производиться на плановой основе, представляющей собой систему ТО и ремонта. Эта система состоит из комплекса взаимосвязанных положений и норм, определяющих порядок проведения работ по ТО и ремонту с целью обеспечения заданных показателей качества автомобилей в процессе эксплуатации. В зарубежных странах также используется планово-предупредительная система, в соответствии с которой ТО носит предупредительный, профилактический характер и выполняется регулярно после определенной наработки (пробега) автомобиля, а ремонт, как правило, выполняется по потребности, т. е. после возникновения отказа или неисправности.

К системе ТО и ремонта автомобилей предъявляются следующие требования:

• обеспечение заданных уровней эксплуатационной надежности автомобильного парка при рациональных материальных и трудовых затратах;

• планово-нормативный ее характер, позволяющий планировать и организовывать ТО и ремонт на всех уровнях, начиная с автотранспортных предприятий и до общегосударственных плановых и директивных органов;

• обязательность для всех организаций и предприятий, владеющих автомобильным транспортом, независимо от их ведомственной подчиненности;

• конкретность, доступность и пригодность для руководства и принятия решений всеми звеньями инженерно-технической службы автомобильного транспорта;

• стабильность основных принципов и гибкость конкретных нормативов, учитывающих изменения условий эксплуатации, конструкции, качества и надежности автомобилей;

• учет разнообразия условий эксплуатации автомобилей.

Принципиальные основы организации и нормативы ТО и ремонта регламентируются в нашей стране «Положенням про технічне обслуговування і ремонт дорожніх транспортних засобів автомобільного транспорту».

Методы формирования системы ТО и ремонта

автомобилей зарубежного производства.

Принципиальной основой построения системы ТО и ремонта являются:

• цель, которая поставлена перед сервисной организацией;

• условия эксплуатации автомобилей;

• уровень надежности и качество автомобилей;

• организационно-технические ограничения.

ТО включает в себя 8—10 видов работ (смазочные, крепежные, регулировочные, контрольные, диагностические и др.).

Из практики известно, что более 150—280 конкретных объектов обслуживания, т. е. агрегатов, механизмов, деталей, требуют предупредительных воздействий.

Каждый узел, механизм, соединение может иметь свою оптимальную периодичность ТО, определяемую статистическими методами завода изготовителя.

Если следовать этим рекомендациям периодичности, то автомобиль в целом практически непрерывно должен направляться для технического обслуживания каждого соединения, механизма, агрегата, что вызовет большие сложности с организацией работ и дополнительные потери времени, особенно на подготовительно-заключительных операциях.

Поэтому после выделения из всей совокупности воздействий тех, которые должны выполняться при ТО, и определения оптимальной периодичности каждой операции производят группировку операций в виды ТО.

Такая группировка позволяет уменьшить число заездов автомобиля на СТО и время простоев в ТО и ремонте. Однако надо иметь в виду, что группировка операций неизбежно связана с отклонением периодичности посещения СТО данного вида от оптимальной периодичности ТО отдельных операций. В эту группу входит операция, периодичность которой ограничена в
рассматриваемых пределах условиями безопасности или техническими критериями.

Фирменные системы ТО

Фирменные системы, организуемые производителями автомобилей, предназначены для проведения ТО и ремонта преимущественно на сервисных и ремонтных предприятиях, работающих по соглашению о привилегиях с заводами-изготовителями: дилеры по продаже новых автомобилей, уполномоченные (authorized) СТО и ремонтные предприятия.

На практике находят применение различные варианты и методы обеспечения работоспособности автомобилей зарубежного производства. Владелец автомобиля зарубежного производства по своему усмотрению или опыту может выбрать любой вариант обеспечения работоспособности автомобиля

(I — предупреждение, II —устранение отказов и неисправностей) или их комбинации, а именно:

• следование рекомендациям фирмы в течение всего или части срока эксплуатации автомобиля с их реализацией на уполномоченных заводом-изготовителем сервисных предприятиях;

• выполнение по заказу клиента на любых сервисных предприятиях конкретных видов ТО, ремонта или отдельных работ (например, смена масла, балансировка колес, проверка и регулировка токсичности отработавших газов и т. п.);

• выполнение части работ вне существующих сервисных предприятий: своими силами или привлекая независимых специалистов — исполнителей.

При таком варианте обслуживания фирмы-производители автомобилей юридическую гарантию качества выполненных работ практически игнорируют; обращение к сервисным предприятиям только для устранения отказов и неисправностей (стратегия II).

Однако при всех рассмотренных вариантах владелец несет ответственность за поддержание автомобилей, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии.

Системы ТО и ремонта автомобилей зарубежного производства по содержанию и нормативам аналогичны соответствующим системам, принятым в других странах. Эти системы применяются в основном независимыми (от заводов-изготовителей) сервисными предприятиями и предусматривают выполнение определенных видов ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО) и ремонта с регламентированными перечнями операций, трудоемкостью и другими нормативами, необходимыми для планирования и организации работы предприятия и расчета с клиентурой.

В зарубежной практике виды ТО обозначаются буквами: А, В, С, Dи каждый из них имеет рекомендации производителей.

По принятой схеме владелец транспортного средства может прикрепить свой автомобиль к сервисному предприятию для комплексного обслуживания и ремонта в течение определенной наработки (абонентное обслуживание) или обратиться за конкретной услугой, например, произвести смену масла, ТО-2 и т. п.

Дальнейшее совершенствование системы

ТО и ремонта автомобилей.

Анализируя перспективы развития автомобильного транспорта на ближайшее время, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие ТО и ремонта автомобилей в ближайшие годы.

• Продолжится некоторый рост автомобильного парка страны (особенно
легкового) его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

• В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей, включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, дилеры, фирменные предприятия) будет увеличиваться.

• Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т. п.).

• Увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями облегчит организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей.

• Дальнейшая специализация грузового парка потребует совершенствования организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования.

• Распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов предъявит к ним повышенные требования надежности экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

Таким образом, перспективы развития автомобильного транспорта вносят свои корректировки в сферу ТО и ремонта дорожно-транспортных средств автомобильного транспорта.

В современных условиях выполнение профилактических и ремонтных работ автомобильной техники в предварительно|загодя| запланированный срок|термин| или после определенной наработки не полностью|вполне| удовлетворяет повышенные требования|востребование| создания безопасности дорожного движения и экономической|экономичной| эксплуатации подвижного|движущегося| состава|склада|. Не исключены|выключает| случаи появления отказов|отказа| и неисправностей. Некоторые|некие| профилактические работы выполняют|исполняют| преждевременно или с опозданием. Основной причиной такого состояния|стана| является то, что большинство работ по|с| ТО и ремонту автомобильной техники осуществляется без учета фактического технического состояния|стана| элементов автомобиля. В связи с этим очевидна потребность последующего усовершенствования системы ТО и ремонта автомобильной техники.

Самой совершенной системой ТО и ремонта автомобилей следует считать такую, которая|какая| полнее всего обеспечивает взаимодействие процессов изменения|смены| технического состояния|стана| автомобиля (то есть процессов изменения|смены| диагностических параметров) и процессов возобновления|восстановления|.

Классическим примером|прикладом| такой системы могут быть обслуживание и ремонт автомобильной техники по техническому состоянию|станом|.

Техническое обслуживание автомобилей по техническому состоянию|станом| называется планово-предупредительным|. Периодичность и объем работ по|с| технической диагностике планируют. Предупредительный характер этих работ обеспечивается постоянным наблюдением за надежностью и техническим состоянием|станом| автомобилей с целью своевременного выявления|обнаружения| предотказного состояния|стана|. Принцип предупреждения отказов|отказа| и неисправностей является основным. С этой целью широко можно использовать значение предупреждающих допусков, которые представляют собой совокупность значений параметров между предельным и передотказовым| уровнями. Выход параметра за предельное состояние|стан| означает отказ, достижение| передотказового|речевого| уровня — потребность в профилактических мероприятиях.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей по техническому состоянию|станом| основывается на глубоком знании показателей надежности элементов автомобиля, применении объективных средств технической диагностики, обеспечении высокого уровня эксплуатационной технологичности конструкций. Информационной основой|основанием| этих факторов являются сведения о надежности, техническом состоянии|стане| и эксплуатационных затратах, на ТО и ремонт автомобилей.

Применение этих факторов возможно при условии обеспечения заданного уровня безотказности| элементов автомобиля и возможности прогнозирования уровня их работоспособности|; своевременного выявления|обнаружения| отказов|отказа| и неисправностей, в том числе и на| начальных|первоначальных| стадиях их возникновения, а также нужного уровня контролепригодности|, наличия индикации отказов|отказа|, методов и средств контроля; нужного уровня эксплуатационной технологичности конструкций, который|какой| дает возможность оперативно возобновлять|восстанавливать| работоспособность и исправность элементов автомобиля; экстремального значения целевой функции — минимум суммарной удельной стоимости ТО и ремонта при своевременной окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Возможны два варианта ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию|станом|: с контролем уровня надежности элементов автомобиля и с контролем параметров агрегатов.

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию|станом| с контролем уровня надежности элементов автомобиля элементы подвижного|движущегося| состава|склада| эксплуатируют без ограничения ресурса к|до| отказу. Фактический уровень надежности элементов автомобиля (например, параметр потока отказов|отказа|) не должен превышать установленный верхний статистический уровень.

В случае превышения этого уровня при других одинаковых условиях для определенных элементов автомобиля последний направляют на обслуживание или ремонт; временно определяют межремонтный ресурс, который|какой| рассматривают как сигнал о необходимости повышения надежности этих элементов автомобиля. Чтобы применить этот вариант ТО и ремонта, нужно четко организовать систему сбора|сборки| и обработки информации об отказах|отказе| и неисправностях элементов автомобилей в АТП.

При ТО и ремонте автомобилей по техническому состоянию|станом| с контролем параметров агрегатов после отработки установленного ресурса предусматриваются непрерывный или периодический|периодичный| контроль и изменение|смена| параметров, которые|какие| определяют техническое состояние|стан| тех или других агрегатов. По результатам|по результатам| контроля принимают решение по дальнейшей эксплуатации автомобиля до|до| следующей проверки.

Изменение|смена| функциональных и диагностических параметров агрегатов осуществляется с определенной периодичностью при движении и при выполнении ТО и ремонта автомобиля.

Прогноз технического состояния|стана| или надежности агрегата| делают на период не менее как до|до| следующей проверке значений параметров. Параллельно используют статистическую информацию о надежности| элементов автомобиля. Данные прогноза — техническая основа|основание| для принятия решения о допуске агрегата| к|до| последующей эксплуатации. ТО и ремонт автомобилей по техническому состоянию|станом| с контро­лем| параметров эксплуатируемых агрегатов автомобиля принадлежат к наиболее эффективным, а для наиболее сложных и ответственных агрегатов — и к|до| единственно|единый| возможным.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию|станом| нуждается в широком внедрении на АТП средств и методов технической диагностики, цифровых технологий, для оценивания и прогнозирования технического состояния|стана| элементов, а также для сбора|сборки| и обработки статистической информации о надежности автомобилей; создание на предприятиях специальных подразделений|подразделения|, которые|какие| выполняют|исполняют| работы по|с| оцениванию и прогнозированию технического состояния|стана| автомобилей и принимают решение о допуске их к|до| эксплуатации или назначению необходимых профилактических или ремонтных мер.

Применение ТО и ремонта автомобилей по техническому состоянию|станом| даст возможность полнее использовать| «индивидуальные» возможности элементов автомобиля без увеличения вероятности его отказа, а также совершенствовать конструкции вновь создаваемых моделей автомобилей.

Структуру системы ТО и ремонта рекомендуют совершенствовать следующим образом.

Для индивидуальных автомобилей (легковые, грузопассажирские, микроавтобусы) наиболее распространенной будет система с одним основным видом ТО, сопоставимым по периодичности со
среднегодовым пробегом этих автомобилей 10—20 тыс. км и предшествующим по времени государственному техническому осмотру,
а в перспективе совмещенным с ним.

Для коммерческих грузовых и пассажирских автомобилей система ТО и ремонта может развиваться при сохранении планово-предупредительных принципов в следующих направлениях.

Увеличение периодичности ТО в соответствии с повышением
надежности автомобилей, качества их технической эксплуатации,
применяемых эксплуатационных материалов и повышением квалификации персонала.

Для интенсивно эксплуатируемых коммерческих автомобилей
(междугородные и международные перевозки, городские и пригородные пассажирские перевозки) будет развиваться корректирование нормативов, а в ряде случаев и структуры системы, вплоть до индивидуализации нормативов с учетом условий эксплуатации и технического состояния автомобилей и показаний встроенных контрольно-диагностических средств. Этой тенденции будут благоприятствовать совершенствование информационного обеспечения технической эксплуатации, оперативный учет воздействий, оборудование автомобилей большой грузоподъемности и вместимости
встроенной системой диагностики.

Применение новых информационных технологий в ТЭА, сопровождаемое сокращением затрат при организации помашинного учета, позволит при необходимости изменять структуру системы, увеличивая число видов ТО, а также индивидуализировать моменты замены (списания или продажи) автомобилей с учетом экономических и технических критериев, управляя возрастной структурой парков.

Повышение надежности агрегатов и систем автомобилей, антикоррозионной стойкости кузовов и кабин, регулирование сроков
службы позволит отказаться от полнокомплектного капитального
ремонта автомобилей.

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Организация ТО и ремонта в Украине автомобилей зарубежного производства.

2. Характер системы ТО и ремонта зарубежных автомобилей.

3. Как влияют условия эксплуатации на формирование системы ТО и ремонта автомобилей зарубежного производства.

4. Методы и формы организации ТО и ремонта зарубежных автомобилей.

5. Сущность иназначение фирменных систем ТО.

6. Признаки дальнейшего совершенствования системы ТО и ремонта автомобилей.