Мотивация по Маслоу

Задание по выбору

Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение работой.

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ГЕРЦБЕРГА

I. Мотивация, лидерство, имидж

 

События, которые ведут к чувству удовлетворенности работой (факторы мотивации)

- достижение результатов,

- признание,

- привлекательность самой работы,

- ответственность,

- продвижение по службе.

Причины, ведущие к неудовлетворенности (гигиенические факторы):

- политика фирмы и управление делами,

- контроль,

- зарплата,

- отношение между сотрудниками,

- условия труда.

Методы обогащения содержания работы Факторы мотивации, на которые они влияют
Устраните некоторые виды контроля, оставьте ответственность Ответственность и личный успех
Повысьте ответственность сотрудников Вашего коллектива за их собственную работу Ответственность и признание
Выдайте работнику законченный участок работы (группу, отдел, направление работы и т. д. ) Ответственность, личный успех и признание  
Предоставьте работнику дополнительные полномочия (свобода на рабочем месте) Ответственность и личный успех
Периодически советуйтесь лично с работником, а не с его непосредственным начальником Внутреннее самоуважение, одобрение
Давайте новые и более трудные задания, с которыми до этого работнику не приходилось иметь дело Профессиональный рост и повышение квалификации
Поручайте отдельным членам Вашего коллектива особые или узкоспециализированные задачи, дающие возможность приобретать опыт Ответственность, профессиональный рост и развитие  

Этапы обогащения содержания работы

1. Выделите работы, для которых:

а) инвестиции в существующую систему не сделают изменения слишком дорогостоящими;

б) характерно плохое отношение работников к ним;

в) гигиенические факторы (по Герцбергу) становятся слишком дорогостоящими;

г) улучшение мотивации может привести к положительным изменениям в выполнении работы.

 

2. Проанализируйте данные работы с полным убеждением, что их можно изменить.

3. Напишите список самых невероятных методов, которые могут обогатить содержание работы без учета их практической применимости.

 

4. Отсортируйте список, чтобы устранить предложения, которые связаны скорее с условиями труда, чем действительно с факторами мотивации.

 

5. Исключите из списка такие общие фразы, как “предоставить им большую ответственность” (которые чрезвычайно редко реализуются на практике), а также такие слова, как ответственность, профессиональный рост, успех, вызов, ставшие патриотическим гимном во многих организациях.

 

6. Старайтесь избегать прямого участия тех служащих, содержание работ которых должно быть обогащено. Идеи, которые они выражают, безусловно, могут представлять большую ценность для предполагаемых изменений, однако, их непосредственное участие может дать им лишь временное ощущение сопричастности. Должна быть изменена работа, и именно содержание работы должно быть фактором мотивации.

 

7. На начальных этапах процесса изменения работы с целью обогащения ее содержания проведите контрольный эксперимент. Необходимо выбрать по крайней мере две равные группы.

8. Будьте готовы к тому, что в течение первых нескольких недель будет наблюдаться спад в качестве выполнения работы экспериментальной группой. Переход к новой организации работы может привести к временному снижению эффективности.

 

9. Вполне можно ожидать, что ближайший к Вам уровень старших менеджеров будет испытывать чувство настороженности и даже враждебности к проводимым изменениям.

 

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Социальные потребности — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

Потребности самовыражения— потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

 

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности:

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды

3. Проводите с подчиненными периодические совещания

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

 

Потребности в уважении:

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

 

Потребности в самовыражении:

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

 

Практическое задание № 1

Определение свой мотивационный профиль (по Маслоу)

и сделайте выводы, как Вас эффективно мотивировать

На вопросы анкеты по мотивации имеются семь вариантов ответа:

Пожалуйста, отметьте один из семи ответов, который наиболее соответствует вашему представлению. Полностью согласен +3, согласен +2, частично согласен + 1, Не знаю 0, Частично не согласен -1, Не согласен -2, Совершенно не согласен -3. Обведите выбранную цифру кружком, например, если вы «полностью согласны», обведите цифру +3.

Утверждение +3 +2 +1 –1 –2 –3
1. Особую прибавку к жалованью следует предоставить работникам, которые очень хорошо выполняют свою работу +3 +2 +1 –1 –2 –3
2. Более четкое описание служебных обязанностей поможет работникам лучше понять, что от них требуется +3 +2 +1 –1 –2 –3
3. Работникам следует запомнить, что их занятость зависит от конкурентоспособности компании +3 +2 +1 –1 –2 –3
4. Руководители должны уделять серьезное внимание физическим условиям труда своих подчиненных +3 +2 +1 –1 –2 –3
5. Руководителям следует приложить значительные усилия, чтобы создать атмосферу в коллективе +3 +2 +1 –1 –2 –3
6. Признание индивидуальных достижений, превышающих средний уровень, имеет большое значение для большинства работников +3 +2 +1 –1 –2 –3
7. Обезличенный контроль может возбуждать у работника неприятные ощущения +3 +2 +1 –1 –2 –3
8. Работники хотят, чтобы их навыки и возможности были задействованы в работе +3 +2 +1 –1 –2 –3
9. Важными факторами, удерживающими работников в компании, являются предоставляемые ею льготы при выходе на пенсию и программы распределения акций среди работников +3 +2 +1 –1 –2 –3
10. Почти каждую работу можно сделать более вдохновляющей и вызывающей азарт +3 +2 +1 –1 –2 –3
11. Многие работники стремятся выполнять свою работу как можно лучше +3 +2 +1 –1 –2 –3
12. Менеджмент мог бы проявлять больший интерес у работникам, поддерживая социальные мероприятия после работы +3 +2 +1 –1 –2 –3
13. Гордость за свою работу действительно является важной наградой +3 +2 +1 –1 –2 –3
14. Работники хотели бы думать о себе как о «лучших» на своих рабочих местах +3 +2 +1 –1 –2 –3
15. Очень важными являются отношения в неформальных рабочих группах +3 +2 +1 –1 –2 –3
16. Индивидуальные премии должны улучшать производственную деятельность работников +3 +2 +1 –1 –2 –3
17. Для работников важен прямой контакт с высшим руководством +3 +2 +1 –1 –2 –3
18. Работники обычно любят планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения +3 +2 +1 –1 –2 –3
19. Для работников важна гарантия занятости +3 +2 +1 –1 –2 –3
20. Хорошее оборудование имеет важное значение для работников +3 +2 +1 –1 –2 –3

Подсчет очков