Контроль Руководство

Мониторинг и корректировка Мотивация членов

текущей деятельности для облегчения организации работать

достижения цели в интересах фирмы

 

Рис.1. Процесс управления

Сами значения слов максимально четко определяют содержание функций: планирование - “Что делать и что достигнуть”; организация - “Как использовать ресурсы”; руководство - “Приводить планы в действие”; контроль - “Проверять людей и работу”

Виды менеджеров

Менеджер – лицо, несущее ответственность за процесс управления, т.е. лицо, планирующее и принимающее решения, организующее исполнение решений, руководящее процессом исполнения решений, контролирующее использование трудовых, финансовых, материальных, информационных ресурсов.

Крупные фирмы могут иметь значительное число уровней управления, но общий подход состоит в наличии. как правило, трех основных уровней управления: высшего, среднего и линейного.

Высшее звено. Топ-менеджеры составляют относительно малую группу исполнителей, контролирующих организацию. Должности лиц. входящих в эту группу: президент, вице-президент, - исполнительный директор. Топ - менеджеры разрабатывают цели фирмы, общую стратегию, политику действий, формируют структуру организации, управляют прибылью. Кроме того они официально представляют организацию во внешней среде на встречах с представителями правительства, других фирм и т.д. Топ-менеджеры принимают решения о приобретении других фирм, инвестированиях в исследования и развитие, входе и выходе для различных рынков, строительстве новых заводов и административных зданий, сооружений.

Среднее звено. Это наиболее многочисленная группа среди менеджеров предприятия. Должности - управляющий предприятием (заводом), менеджер по производству, руководитель отделения. Эти менеджеры несут основную ответственность за реализацию политики и планов, разработанных топ-менеджерами (планирование, принятие решение,), подбор кадров, обучение персонала, за руководство и координацию деятельности менеджеров низшего звена, . Заводские менеджеры, например, обеспечивают управление запасами, контроль качества, контроль исправности оборудования, проблемы малых групп.

Нижнее звено. Менеджеры формулируют и выдают задания, управляют, координируют, контролируют деятельность производственных рабочих, поддерживают самостоятельность в работе сотрудников. Это мастер, административный менеджер. Большую часть времени проводят, надзирая за работой подчиненных.

Дифференциация по сферам управления

Независимо от уровня управления, менеджер может работать в различных сферах деятельности фирмы: менеджер по маркетингу; финансовый менеджер; производственный менеджер; менеджеры персонала; административные менеджеры; менеджер по связям с органами информации и т.д.

Критические роли и средства

Анализ повседневной деятельности топ-менеджеров (группы исполнительных директоров фирм), проведенный Генри Минцбергом позволил определить, что они играют 10 различных ролей и эти роли распадаются на три основных категории: межличностные, информационные и принятие решений (табл1).

Таблица 1

Десять основных ролей менеджера

Категория Роль Примеры деятельности
Межличностные отношения Представительство   Лидер     Взаимодействие Посещение церемоний, подписание документов   Поощрение работников к росту производительности (руководство) Координация деятельности групп. работающих над одним проектом; согласование действий с руководством
Информационные Наблюдатель Информатор Спикер Собирает, анализирует, систематизирует информацию Рассылает информацию подчиненным в организации Передает информацию во внешнюю среду
Принятие решений Предприниматель Регулятор   Распределитель ресурсов Ведение переговоров Разработка и развитие инновационных идей Разрешение конфликтов между подчиненными Анализ и обзор требований бюджета, распределение ресурсов Достижение соглашения с ключевыми поставщиками, потребителями или профсоюзами

Как стать менеджером

Как и какие знания, умения нужно получить, какими качествами обладать, чтобы стать преуспевающим менеджером?

Роль образования. Даже получение научной степени по соответствующей специальности многие перспективные менеджеры не рассматривают как конец образования. Много менеджеров среднего и высшего звена возвращаются периодически в университеты для участия в различных программах повышения квалификации продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель, часто занимаются по выходным.

Роль практики. Даже без формальной обучающей программы менеджер может достичь успеха, если он приобрел ценные знания в результате практической работы.

Технические средства, это специальные знания, позволяющие выполнять или понимать специфику работ, выполняемых в организации. Святослав Федоров - хирург-офтальмолог мирового класса, David Parcard & Bill Hewlett - инженеры по образованию, могли понять специфику работы своих фирм и исключительно успешно управлять ими. Технические средства особенно важны для линейных руководителей, так как они большую часть времени проводят, подготавливая подчиненных, отвечая на вопросы непосредственно связанные с работой.

Межличностные средства. Менеджеры проводят много времени, взаимодействуя с другими людьми, внутри и вне организации - поставщиками, потребителями, инвесторами и т.д. Очевидно, любой менеджер должен быть способным к общению, пониманию и мотивации как отдельных лиц, так и групп. Хотя некоторые достигают успеха и не обладая особыми способностями эффективного общения, как правило, более преуспевают имеющие такие способности.

Концептуальные, диагностические и аналитические средства. Зависят от способности думать абстрактно. Менеджеры нужна способность понять организацию и среду ее функционирования в целом, ощутить. как взаимодействуют части организации, способность взглянуть на фирму как некий цельный организм. людьми и проблема текучести вскоре исчезла. Способность анализировать и диагностировать проблему позволяет определить проблему, выявить возможные причины, сосредоточиться на наиболее очевидной причине и решить проблему. Эти средства могут оказаться полезными и при благоприятных в целом ситуациях. Так, к примеру, продажи могут расти быстрее, чем предполагалось, но причины могут быть в низкой цене, большем спросе, чем предполагалось, и высоких ценах, установленных конкурентом. В этом случае нужно решать проблему наилучшего использования полученного преимущества.

Перечисленные средства могут быть, в значительной степени, освоены в процессе обучения и практической работы, однако, разумеется, природные способности, мобильность, само-мотивация играют роль в получении опыта и развитии управленческих средств.

Наиболее существенные для реализации успешного менеджера личностные характеристики приведены в табл.2.

 

Т а б л и ц а 2.

Личностные характеристики

Тип характеристики Личностные качества
Умственные способности Способность давать оценку, творческое мышление, комплексное мышление, аналитическое мышление
Социальные способности Контактность, коммуникабельность, сила убеждения, напористость, сотрудничество, знание людей
Отношение к работе Интерес, стремление к успеху, гибкость, надежность
Возможности Воспринимаемая нагрузка, способность к планированию, организованность, инициатива в решениях, готовность к риску

Природа управленческой работы

Работа менеджера не относится к жестко регламентированным, равномерно распределенным работам внутри рабочей недели.

Менеджер постоянно сталкивается с неопределенностью, изменениями, вмешательствам и прерыванием деятельности. В одном из исследований отмечено, что типичный день топ-менеджера на 59% состоит из заранее запланированных встреч, 22% - работа за столом, 10% - незапланированные встречи, 6% - телефон, 3% - посещение служб фирмы.

Кроме этого, менеджеры выполняют чрезвычайно широкий спектр задач. Решения часто должны приниматься очень быстро и планы формулироваться с малым временем на размышления.

Во многих случаях, однако, эти проблемы добавляют содержательности, значимости работе менеджера. Принятие решающих решений под интенсивным давлением и принятие хороших решений, можем быть основным источником внутреннего удовлетворения.

 

Вопросы для самоподготовки и анализа

1. Какие основные виды деятельности включает в себя процесс управления? Как они зависят один от другого?

2. Определите различные виды менеджеров как по уровням управления так и по сферам деятельности.

3. Коротко опишите десять управленческих ролей. идентифицированных Минцбергом. Приведите пример каждой.

4. Определите различные средства менеджеров. Дайте примеры каждого.

5. Назовите последнюю задачу, в решении которой Вы участвовали. Объясните как каждая из четырех функций менеджмента осуществлялась.

6.Подумайте об основных управленческих ролях и средствах. различаются ли средства для реализации одних ролей от средств для реализации других? Почему да или почему нет?

7. Все ли высшие руководители играют одинаковые роли и используют одинаковые средства независимо от размеров фирмы и того, что фирма делает?

8. Проинтервьюируйте менеджера местной организации. Узнайте, как он или она осуществляет каждую из функций управления, роли. какие они играют, средства, необходимые для работы.

9. Пойдите в библиотеку и посмотрите, как много различных управленческих навыков вы можете определить в литературе. Можете найти что-то не из лекции?

10. Посмотрите телевизионную передачу из какой-либо организации. Определите столько управленческих функций, навыков и ролей, сколько сможете.