Избыточные факторы.
Товары, в производстве которых интенсивно используются относительно
Большинство экономистов-теоретиков выступают за свободу торговли
(фритредерство), считают, что она выгодна для каждой из сторон, включенных в
мировую торговлю. Вместе с тем в практике мировой торговли применяется большое
количество ограничений (торговых барьеров), то есть используются элементы
протекционизма. Рассмотрим основные протекционистские меры.
1. Тарифы (пошлины). Пошлина - это разновидность акцизного налога,
устанавливаемого на импортные товары. До 1996 года в России использовались
экспортные и импортные пошлины. Сейчас, также как и в других странах,
применяются только импортные тарифы. Применение тарифов осуществляется
в целях получения дополнительных доходов в бюджет страны. В этих случаях
говорят о фискальных тарифах. Если тарифы используются для защиты
местных товаропроизводителей, то их рассматривают как протекционистские
.
2. Квоты - это максимальные объемы экспорта (импорта) товаров. Они
могут выражаться в долях по отношению к масштабам национального производства
или в абсолютных размерах. Квоты рассматривают как более эффективное средство
сдерживания международной торговли, по сравнению с тарифами.
3. Нетарифные барьеры - это лицензирование импорта, введение
запретов на ввоз определенных видов товаров.
Имеются существенные доводы в защиту политики протекционизма.
1. Существует мнение, что в условиях политической нестабильности
нельзя полагаться на абсолютную свободу торговли. Необходимо защищать
стратегические отрасли, то есть отрасли, производящие товары для национальной
обороны. Полагаться на закупку военной техники и вооружений на мировом рынке
недальновидно.
2. Нестабильность мировой торговли. Считается, что если страна может
производить достаточно широкий спектр товаров и услуг, ей следует
ориентироваться на самообеспечение. Здесь нет однозначного ответа. Однако, при
ориентации на самообеспечение безусловно снижается эффективность национальной
экономики.
3. Считается, что импорт снижает уровень занятости, но это -
близорукий подход. Импорт позволяет основывать и экспортные производства,
специализироваться и создавать при этом дополнительные рабочие места в
национальной экономике.
4. Часто протекционистские барьеры рассматривают как меру по защите
молодых, неконкурентоспособных отраслей. Если для развитых стран это -
слабый аргумент, то для России он имеет важное значение, в силу почти
абсолютной замкнутости советской экономики, ее низкой конкурентоспособности.
Против мер протекционизма выдвигается еще один аргумент: население
страны платит сравнительно большую цену при введении тарифов, квот и других
ограничений торговли, поскольку снижается уровень предложения товаров на
внутреннем рынке страны. Следовательно, благосостояние потребителей и
уровень жизни снижается.
В 90-х годах объем международной торговли растет возрастающими темпами и
составил за 1996 г. 5020 млрд. долл. Самым крупным экспортером и импортером
являются США, внешнеторговый оборот которых составил 28 % общего объема
мировой торговли. Вслед за ними идут Германия (18,8 %) и Япония (15,8 %).
Россия, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), занимает 20-е место
по экспорту и 25-е по импорту.
В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла менее 1 % (в
середине 80-х - около 4 %). Резкое снижение объемов внешней торговли России
прекратилось. Последние 4 года объемы внешнеторгового оборота растут. В 1995
году он составил (без учета неорганизованной торговли) 123,7 млрд. долл.
(экспорт - 77,3 млрд. долл., в дальнее зарубежье - 64,3 млрд. долл.). Имеет
место положительное сальдо торгового баланса (почти 31 млрд. долл.).
В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая направленность
(около 90 %), причем преобладают энергоносители. Доля машин и оборудования в
российском экспорте сокращается.
Расширение свободы торговли - заметная тенденция ХХ века. Она реализуется
различными путями.
Одной из форм либерализации торговли является заключение двусторонних
торговых соглашений между странами, предполагающих более благоприятные
режимы их взаимного торгового партнерства.
В целях развития и регулирования международной торговли в 1947 году 23 страны
мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ).
ГАТТ предусмотрены следующие принципы торговли:
1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц;
2) снижение пошлин;
3) устранение импортных квот.
Создавая режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле странам-
участницам, по отношению к третьим странам ГАТТ предусматривала значительные
ограничения.
К началу 1996 года в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 года ГАТТ
заменила ВТО (Всемирная торговая организация). ВТО, помимо ГАТТ,
включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым
аспектам интеллектуальной собственности. Таким образом, новая организация
регулирует также обмен услугами и интеллектуальной собственностью.
К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов должна
снизиться примерно до 3 %. У России в середине 90-х годов она составляла
около 15 %.
Россия имеет статус наблюдателя ГАТТ/ВТО. Не являясь членом ВТО, ежегодно из-
за ограничений по допуску товаров на мировые рынки, страна теряет 1,5 млрд.
долл.
Более сложной и развитой формой либерализации торговли является
Экономическая интеграция - объединение рынков двух и более стран в единое
экономическое пространство, предполагающее отсутствие таможенных барьеров,
применение единых норм и стандартов торговли.
Примером интеграционного союза является Европейский Союз (ЕС), история
которого начинается с 1957 года, когда было создано Европейское экономическое
сообщество (ЕЭС). В соответствии с Маастрихтским договором, заключенным
в 1992 году, 15 стран, входящие в ЕС, нацелены на создание полностью единого
внутреннего рынка. Это предполагает свободное перемещение факторов производства
и товаров, создание единого Европейского банка с правом эмиссии единой
европейской валюты ЕВРО. Но на пути формирования Общего рынка стоит много
противоречий и трудностей.
В 1994 году между Россией и ЕС подписан договор о партнерстве и
сотрудничестве. С 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле
между Россией и ЕС. Важнейшим положением документа является запрещение ЕС
применять по отношению к импорту товаров из России количественные
ограничения.
В других регионах мира также существуют интеграционные группировки: АСЕАН
(Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия,
Мавритания, Марокко и Тунис), НАФТА (США, Канада, Мексика) и другие.