В начале 1997 года была опубликована Концепция среднесрочной программы
Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - вторая
важнейшая задача региональной политики, выдвинутая Правительством на 1995 -
1997 гг. Она требовала развития бюджетно-налоговой системы, разделения
государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию)
между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, уточнения
разграничений предметов ведения и экономической ответственности между
федеральными органами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
В 1996 году были одобрены Правительством и утверждены Президентом
«Основные положения региональной политики в Российской Федерации»
[47]. Раздел «Основные положения региональной экономической
политики» занимает в них центральное место. В нем очерчены стратегические цели и
задачи региональной политики, методы и формы ее реализации. В особый пункт
выделены вопросы государственного регулирования международной и
внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.
В полном соответствии с изложенными выше принципами территориального развития
выделен раздел «Основные положения региональной политики в социальной сфере».
Думается, при разработке местных программ социально-экономического развития
необходимо руководствоваться положениями этого важного документа.
Правительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический
рост». Ее 9-й раздел - «Региональная экономическая политика».
Ядро основных стратегических целей региональной политики сохранено и
практически полностью совпадает с соответствующими предыдущими документами
Правительства. И это справедливо. Основные задачи, методы и формы региональной
экономической политики не могут быть краткосрочными и изменяться ежегодно.
Такой подход характерен при подготовке социально-экономических программ на
любом уровне: государственном, региональном, межгосударственном. Непременной их
чертой является повторение стабильной части, обновление и корректировка
разделов и частей, которые требуют модификации.
Итак, в области региональной экономической политики на 1997 - 2000 гг.
федеральное Правительство обозначило следующие цели:
1) обеспечение единства экономического пространства страны.
2) укрепление экономической самостоятельности регионов посредством
разграничения компетенции и ответственности между органами государственной
власти Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;
3) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов
бюджетного федерализма;
4) '- сглаживание региональных различий (в Программе отмечено, что за
годы реформ региональная дифференциация усилилась) за счет централизованной
финансовой поддержки;
5) стимулирование развития регионов, располагающих мощным научно-
техническим и производственным потенциалом, могущих стать «точками роста»;
6) государственное регулирование социально-экономического развития
регионов Крайнего Севера;
7) поддержка районов экологического бедствия, с демографическими и др.
проблемами;
Оказание финансовой помощи регионам предполагается проводить в целях
реализации конституционных социальных гарантий.
По формам такой поддержки регионы разделены на два типа: «сильные» и «слабые».
Для «сильных» предполагается оказывать содействие их
самостоятельному развитию, укреплению и расширению налогооблагаемой базы.
Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать
участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов,
испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них