Наибольший спад был характерен для трех групп регионов.
Особенности.
Решающее влияние на ухудшение социально-экономического положения регионов.
Размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000
Иностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов и
т.п.;
· введение ускоренной амортизации для предприятий,
расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.
Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях,
Программа предусматривала разработку Комплексного прогноза развития и
года.
Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьма
реальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтому
задачей-минимумом ставились:
· сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы,
единства ключевых инфраструктурных сетей.
· недопущение введения регионами явочным порядком одноканальной
системы налогообложения,
· недопущение полной децентрализации экономического механизма
природопользования,
· содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров и
услуг, капиталов и труда,
· недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иных
подобных шагов.
Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных и
межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке и
осуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедных
зон и т.п.
Программа «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (1995
г.) включала раздел «Региональная экономическая политика»
В программе отмечалось, что общий спад производства, галопирующая инфляция,
кризис неплатежей и др. негативные макроэкономические факторы оказывают
Вместе с тем, кризисные явления имели значительные региональные
· с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно
оборонной промышленности и тяжелого машиностроения),
· не выдержавших конкуренцию внешнего рынка («текстильные» регионы),
· удаленных от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и
Дальний Восток).
Продолжала усиливаться территориальная дезинтеграция.
Из экономического кризиса первыми начали выходить крупные
городские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы с
развивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы,
экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
В Программе региональная экономическая политика характеризуется как
«часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности
Российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского
общества»[45].
В Программе были определены долговременные цели региональной экономической
политики центра:
1) повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно
равных условий социального развития во всех регионах России;
2) укрепление экономического единства страны на основе принципов
федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональной
политики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных на
ближайшие годы.
Программа содержала положения о необходимости государственного регулирования
регионального развития на основе экономических методов: через
бюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программ
регионального развития, размещение федеральных заказов.
Приоритетным направлением региональной политики была выделена
поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:
- отстающие в
экономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходов
населения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговый
потенциал;
- депрессивные
регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающие
непреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный с
перестройкой структуры национальной экономики;
- кризисные
регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического и
экоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайных
обстоятельств;
- регионы особого
стратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, Дальнего
Востока и нового приграничья
[46].
Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов может
осуществляться через финансовую поддержку на основе разработанных
федеральных программ. Большинство проблемных регионов требовало
государственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций,
предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническом
переоснащении производства и в других формах.