Обеспечение территориального развития требует активного государственного

Региональная экономическая политика государства

Государственное регулирование территориального развития.

Условий обеспечения территориального развития.

Региональная экономика - это наука, занимающаяся исследованием экономических

Развития часто сопровождается деградацией всей системы ресурсов территории,

Экономического потенциала территории без учета требований территориального

Народнохозяйственной точки зрения размещение производства, обеспечивающее рост

Отождествляться с рациональным размещением производительных сил. Эффективное с

Социальных благ, параметрами физического и духовного здоровья, образования и

Населения региона, которые характеризуются реальным уровнем потребления

Социальная ориентация - обеспечение необходимого уровня и качества жизни

т.п. Социальная доминанта является приоритетной, но она также должна быть

устойчиво сбалансирована с ресурсами территории. Временное благополучие может

быть обеспечено и за счет строительства атомного полигона, и за счет

захоронения радиоактивных отходов, и за счет развития теневой экономики.

Таким образом, территориальное развитие в современном осмыслении не может

доводит регионы до бедственного положения. Такова сегодня ситуация в

районах индустриального Крайнего Севера, в центрах оборонной, металлургической,

горнодобывающей и химической промышленности.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение педмета

региональной экономики.

Региональная экономика изучает явления и процессы, связанные с

нормированием, использованием и развитием ограниченного хозяйственного и

финансового потенциала территорий в целях обеспечения

стойчивого, сбалансированного, социально ориентированного развития регионов.

Региональная экономика является наукой, которая позволяет срабатывать

эффективные рекомендации по управлению экономикой региона.

Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, что

регулирования. Причем, чем больше масштабы государства, тем более

разнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным,

политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальный

прогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличии

глубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих и

безнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства

- это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций,

приводящих к территориальной дезинтеграции страны.

Территориальные различия естественны, более того, они являются

необходимым условием экономического и социального развития. Формируя условия

межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению

эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и

рынков труда.

Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальным

различиям, которые приходится признавать аномальными, нежелательными.

Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождают

сепаратистские устремления.

Аномально высокая территориальная дифференциация - характерная черта

современной российской действительности. Так, в 1995-1996 годах

существовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:

· продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у

женщин;

· доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,

· среднемесячные доходы населения различались в 14,

· средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,

· стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,

· отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,

· разница между покупательной способностью населения (отношения

среднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году была

шестикратной и продолжает расти,

· более чем в 10 раз различаются показатели официально

зарегистрированной безработицы;

· в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами,

развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,

· то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблению

населением социальных услуг.

В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всех

государственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарные

образования, нередко с антагонистическими интересами. По большинству

параметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальный

финансовый и социальный центр.

Традиционно главной движущей силой «самовыравнивания» территориального

развития была социальная мобильность населения. Люди сами снижали

социальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятные

места. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопреки

расхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бы

самостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время

«голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор

«саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеет

финансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из

3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат.

Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочую

силу.

Столь же маловероятно и направление частных инвестиций в депрессивные регионы:

спад экономики в них формирует плохие ожидания прибылей. Отсюда ясна

необходимость государственного регулирования регионального развития. Более

типично сейчас обозначение государственного регулирования территориального

развития как проведение региональной политики государства.

Региональная политика государства в широком смысле слова -

это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных

властей по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для обеспечения

устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития регионов.

С учетом того, что наше государство многоуровневое, регулирующие воздействия

могут быть также многоуровневыми и осуществляться:

· федеральным центром;

· органами субъектов Федерации;

· местными органами.

В силу того что Конституция РФ закрепила самостоятельность местного

самоуправления, государственное регулирование и государственную региональную

политику следует рассматривать в федеральном и субфедеральном уровнях.

Остановимся первоначально на федеральном уровне региональной политики, или,

иначе говоря региональной политике Центра.

Федеральная региональная политика представляет собой систему

намерений и действий, позволяющих реализовать общенациональные интересы в

отношении регионов.

Проведение федеральной региональной политики необходимо осуществлять с учетом

того, что регионы - не только объекты, но и реальные субъекты реформ,

имеющие специфические региональные интересы, далеко не всегда

тождественные общегосударственным. В отличие от последних, региональные

интересы, которые в нормальных условиях, прежде всего, ориентированы на

стабильное воспроизводство и приумножение социального (в том

числе национально-этнического), природноресурсного и экологического,

демографического, хозяйственного потенциала региона.

Поскольку поддержка конкретного субъекта Федерации, с одной стороны, полезна для

всей Федерации, а, с другой, она идет, по крайней мере частично, за счет прочих

субъектов Федерации, федеральная региональная политика должна быть

результатом решений всей Федерации, всех ее субъектов, а не одного лишь

Центра.

В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимает

довольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта.

Раздел «Региональный аспект реформы» содержался уже в «Программе углубления

экономических реформ» (1992-1995 гг.). В ней указывалось, что

региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения,

сохранить целостность и единство страны. В экономической сфере

ставилась цель рационального использования многообразия экономических

возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения

труда и экономической кооперации регионов.

Кроме традиционных стратегических задач, таких как:

· реконструкция экономики старопромышленных районов,

· преодоление депрессивного характера АПК Нечерноземья, Южного Урала,

Сибири и Дальнего Востока;

· создание условий для возрождения малочисленных народов;

· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем и т.п.

были сформулированы новые задачи региональной политики:

· переспециализация новых приграничных районов, создание здесь новых

рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры;

· стимулирование развития экспортных зон, формирование свободных

экономических зон, технополисов и региональных центров внедрения достижений

отечественной и мировой науки;

· осуществление региональных программ создания новых экономических

форм, адаптированных к местным условиям (приватизация, аграрная реформа,

рыночная инфраструктура и т.д.).

В Программе предусматривался перенос центра тяжести с административных

регуляторов на экономические. В качестве форм прямого участия

предусматривались:

1) региональные программы, реализуемые за счет средств

федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств;

2) осуществление особо важных структурообразующих

инвестиционных проектов;

3) размещение заказов на поставку продукции для

общегосударственных нужд.

Однако преобладающей формой государственного экономического регулирования

территориального развития должно было стать финансовое, денежно-кредитное,

налоговое регулирование. В примерный перечень экономических регуляторов

были включены:

· создание специального фонда регионального развития (его

источником предполагалась дифференциальная рента, частично изымаемая у

предприятий и регионов, использующих благоприятные природные и географические

факторы, эффект прежних государственных инвестиций);

· стимулирование привлечения частных отечественных и