Налоговая система

Взимаемых с ее территории.

Бюджета Псковской области в неблагоприятной системе распределения доходов,

Существенной части расходов вниз по бюджетной системе без соответствующего

В нарушение принципов бюджетного федерализма сохраняется тенденция передачи

Объем ФФПР в 1996 г. оказался практически равным средствам, перечисленным в

регионы в порядке взаимных расчетов).

Основные недостатки межбюджетных отношений продолжают сохраняться,

имеющий наибольшее значение - предоставление дотаций и субвенций на основе

практики субъективной индивидуализации межбюджетных отношений. В

межбюджетных отношениях Российской Федерации сложилась ассиметричность,

в результате двусторонних договоров РФ с рядом национальных республик в составе

России (Татарстан, Башкортостан, Карелия, Якутия и др.) и регионов осуществлено

введение особых режимов межбюджетных отношений.

подкрепления доходными источниками, что приводит к дотационности многих,

сбалансированных ранее бюджетов.

Интересна бюджетная статистика 1995 года, взятая за основу расчетов НИИ

ЦБ РФ. Традиционно Псковская область считается регионом - реципиентом

финансовой поддержки, существующим за счет доходов других территорий. Но, как

следует из таблицы3, область имеет положительное сальдо по

расчетам с федеральным бюджетом, то есть больше «дает Центру», чем берет от

него. Совсем другое положение в той же группе, например, у Республики

Бурятии и Еврейской АО. Следовательно, можно считать, что причина дефицита

Становление бюджетного федерализма требует коренной реформы всей налоговой

системы страны, принятия Налогового Кодекса РФ, устанавливающего базовые

принципы налоговой системы России в соответствии с требованиями Конституции РФ

и условиями становления рыночного хозяйства. Современные вопросы формирования и

функционирования бюджетной системы России представлены в принятом Бюджетном

кодексе РФ[36].

 

 

О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время

Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - плата

за цивилизованность, необходимое условие существования государства.

Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности

физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной

власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог - это:

1) обязательный взнос в бюджет;

2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся

каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

3) определенный по размерам и срокам платеж;

4) юридически устанавливаемый платеж.

Налоговая система - это:

1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

2) система методов и принципов налогообложения;

3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Современные системы налогообложения сложились в результате длительной

эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно

экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и

огороды и пр.

Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Но

эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с

учетом принципа справедливости. То есть налогообложение должно

быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие

основные принципы установления налогов:

· Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципом

те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг,

должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в

соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных

средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются

на целевое финансирование каких-либо мероприятий.

· Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть

налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного

дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или

юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги.

Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог

с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.

· Налогообложение должно носить однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера

несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с

прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в

составе доходов акционеров.

· Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

Существуют различные признаки классификации налогов.

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или

имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.

Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество

уплачивают собственники определенных видов имущества.

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене

товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на

потребление.

Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные

пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются

потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.

Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во

Франции и Италии.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и

распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные,