Налоговая система
Взимаемых с ее территории.
Бюджета Псковской области в неблагоприятной системе распределения доходов,
Существенной части расходов вниз по бюджетной системе без соответствующего
В нарушение принципов бюджетного федерализма сохраняется тенденция передачи
Объем ФФПР в 1996 г. оказался практически равным средствам, перечисленным в
регионы в порядке взаимных расчетов).
Основные недостатки межбюджетных отношений продолжают сохраняться,
имеющий наибольшее значение - предоставление дотаций и субвенций на основе
практики субъективной индивидуализации межбюджетных отношений. В
межбюджетных отношениях Российской Федерации сложилась ассиметричность,
в результате двусторонних договоров РФ с рядом национальных республик в составе
России (Татарстан, Башкортостан, Карелия, Якутия и др.) и регионов осуществлено
введение особых режимов межбюджетных отношений.
подкрепления доходными источниками, что приводит к дотационности многих,
сбалансированных ранее бюджетов.
Интересна бюджетная статистика 1995 года, взятая за основу расчетов НИИ
ЦБ РФ. Традиционно Псковская область считается регионом - реципиентом
финансовой поддержки, существующим за счет доходов других территорий. Но, как
следует из таблицы3, область имеет положительное сальдо по
расчетам с федеральным бюджетом, то есть больше «дает Центру», чем берет от
него. Совсем другое положение в той же группе, например, у Республики
Бурятии и Еврейской АО. Следовательно, можно считать, что причина дефицита
Становление бюджетного федерализма требует коренной реформы всей налоговой
системы страны, принятия Налогового Кодекса РФ, устанавливающего базовые
принципы налоговой системы России в соответствии с требованиями Конституции РФ
и условиями становления рыночного хозяйства. Современные вопросы формирования и
функционирования бюджетной системы России представлены в принятом Бюджетном
кодексе РФ[36].
О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время
Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - плата
за цивилизованность, необходимое условие существования государства.
Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности
физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной
власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.
Налог - это:
1) обязательный взнос в бюджет;
2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся
каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;
3) определенный по размерам и срокам платеж;
4) юридически устанавливаемый платеж.
Налоговая система - это:
1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;
2) система методов и принципов налогообложения;
3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;
4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Современные системы налогообложения сложились в результате длительной
эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно
экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и
огороды и пр.
Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Но
эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с
учетом принципа справедливости. То есть налогообложение должно
быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие
основные принципы установления налогов:
· Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципом
те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг,
должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в
соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных
средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются
на целевое финансирование каких-либо мероприятий.
· Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть
налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного
дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или
юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги.
Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог
с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.
· Налогообложение должно носить однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера
несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с
прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в
составе доходов акционеров.
· Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
Существуют различные признаки классификации налогов.
По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или
имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.
Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество
уплачивают собственники определенных видов имущества.
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене
товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на
потребление.
Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные
пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются
потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.
Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во
Франции и Италии.
В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и
распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные,