Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие

Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос и предложение

на рынке яблок.

Таблица G. Цена, спрос и предложение

 

Объем предложения в месяц (ц/мес.) Цена за 1 ц. (усл. ед.) Объем спроса в месяц (ц/мес.) Избыток (+) или дефицит (-) (ц/мес.)
+40
+25
-45
-110

 

Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим кривые

спроса и предложения на одном графике.

Рисунок 8. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем примере 3

усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также

равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое отклонение от

цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против

равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии

конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие

рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние.

Доказано, и это подтверждает экономическая жизнь, что рыночное равновесие

устойчиво.

Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов

вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса

приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж, а

снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества

продаваемых товаров на данном рынке.