Анализ рыночного предложения
Предложение - готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на
другое благо, обычно, - деньги.
Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицу
времени по каждой данной цене.
Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара.
Таблица F. Предложение яблок на рынке
Цена за 1 ц (усл. ед.) | Объем предложения (ц/мес.) |
Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном
локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая
предложения.
Рисунок 6. Кривая предложения
Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на
товар и величиной предложения его на товарном рынке.
Кривая предложения имеет положительный наклон.
Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой
товара и величиной предложения.
Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального
поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по
более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.
Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна
поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом
вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).
Рисунок 7. Смещение кривой предложения - изменение предложения
Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов
(неценовых детерминант), таких как:
· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению
предложения;
· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий
увеличивает предложение;
· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных
рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение
сельскохозяйственной продукции;
· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени
действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций
производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на
товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;
· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем
направлении.