Анализ рыночного предложения

 

Предложение - готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на

другое благо, обычно, - деньги.

Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицу

времени по каждой данной цене.

Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара.

Таблица F. Предложение яблок на рынке

 

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем предложения (ц/мес.)

 

Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном

локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая

предложения.

Рисунок 6. Кривая предложения

Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на

товар и величиной предложения его на товарном рынке.

Кривая предложения имеет положительный наклон.

Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой

товара и величиной предложения.

Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального

поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по

более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.

Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна

поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом

вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).

Рисунок 7. Смещение кривой предложения - изменение предложения

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов

(неценовых детерминант), таких как:

· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению

предложения;

· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий

увеличивает предложение;

· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных

рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение

сельскохозяйственной продукции;

· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени

действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций

производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на

товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем

направлении.