Анализ рыночного спроса
Анализ спроса включает рассмотрение вопросов его сущности и факторов,
влияющих на спрос.
Спрос, с качественной стороны, - потребность людей в каком-либо товаре,
подкрепленная покупательной способностью.
Для рынка имеют значение только такие потребности. Потребность в товаре и
возможность ее удовлетворения зависят от многих факторов. Наиболее важную
роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.
Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по
соответствующей цене за ограниченный промежуток времени.
|
Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой
товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с
помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются
яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе,
представленную в следующей таблице:
Таблица E. Спрос покупателей на яблоки
Цена за 1 ц (усл. ед.) | Объем спроса (ц/мес.) |
Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и
соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса.
Рисунок 4. Кривая спроса
Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть
зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Закон спроса утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение
спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную) связь между
спросом и ценой.
При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:
1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.
2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на
ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы
снижается.
3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.
4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары,
способные удовлетворять одни и те же потребности.
Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе
(характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только
при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением
вдоль кривой спроса.
Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на
графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса)
или влево (снижение спроса).
Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса
Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов
(неценовых детерминант):
· изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на
данный товар в том же направлении;
· изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает
изменение спроса в противоположном направлении;
· изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение
спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном
направлении на товары низшей категории;
· перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием
моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;
· ожидания потребителей являются одним из важных факторов,
обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания
влияют в сторону увеличения текущего спроса;
· изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными
процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.