Собственность как экономическая категория и право собственности.

Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.

Вопросы:

1. Собственность как экономическая категория и право собственности.

2. Формы собственности в современном рыночном хозяйстве.

3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.

Мы уже встречались с понятием «институты» при кратком обзоре направлений

современной экономической мысли. Оно было введено в научный оборот

представителями институционально - социологического направления Т. Вебленом,

У. Митчеллом и их последователями.

В современной экономической теории и практике термин «институты» строго

не определен, но обычно понимается как совокупность созданных людьми и

реализованных с помощью особых механизмов правил и норм,

выступающих как условия и ограничения для экономической деятельности.

Некоторые из этих правил и норм действуют как традиционные для данного

общества, они не закреплены юридически, но, как правило, выполняются. Другие

правила и нормы экономических отношений в целях упорядоченности и преодоления

противоречий между экопомичсскимп субъектами требуют юридического

закрепления.

Среди экономических институтов ключевое значение имеет институт

собственности. Это связано с тем, что:

· от характера собственности, ее форм и структуры во многом зависят формы

и эффективность производства, распределения, обмена и потребления в обществе;

· от собственности зависит положение людей, слоев и классов общества;

· эффективная система собственности способствует экономической и

социальной стабильности и прогрессу;

· собственность тесно связана с экономической властью. Обладание

собственностью обеспечивает возможность влияния на все стороны экономической

жизни: чем больше масштабы собственности, тем сильнее эта возможность.

· От собственности зависит положение людей, слоев и классов общества.

В экономической мысли долгое время господствовало представление, что

собственность - это отношение человека к вещи, причем стремление человека к

обладанию вещами рассматривалось как природный, неотъемлемый инстинкт, или,

как принято и сегодня говорить, “неотъемлемое, естественное право” Это

представление о собственности соответствует обыденному мышлению, то есть

мышлению, которое формирует в нас окружающая жизнь.

Мы говорим: «Эта книга - моя», непосредственно указывая на присвоение вещи

данным конкретным человеком. Но в таком утверждении косвенно содержится

отрицание собственности других лиц (подтекстом звучит: «Никто другой не

является собственником данной вещи»). Присвоение объекта предполагает его

отчуждение от другого лица, то есть лишение возможности использовать вещь

другим лицом (группой лиц).

По мере развития общества, представления о собственности стали меняться в

сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.

С позиций экономической науки мы рассматриваем собственность как систему