Собственность как экономическая категория и право собственности.
Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
Вопросы:
1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
2. Формы собственности в современном рыночном хозяйстве.
3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
Мы уже встречались с понятием «институты» при кратком обзоре направлений
современной экономической мысли. Оно было введено в научный оборот
представителями институционально - социологического направления Т. Вебленом,
У. Митчеллом и их последователями.
В современной экономической теории и практике термин «институты» строго
не определен, но обычно понимается как совокупность созданных людьми и
реализованных с помощью особых механизмов правил и норм,
выступающих как условия и ограничения для экономической деятельности.
Некоторые из этих правил и норм действуют как традиционные для данного
общества, они не закреплены юридически, но, как правило, выполняются. Другие
правила и нормы экономических отношений в целях упорядоченности и преодоления
противоречий между экопомичсскимп субъектами требуют юридического
закрепления.
Среди экономических институтов ключевое значение имеет институт
собственности. Это связано с тем, что:
· от характера собственности, ее форм и структуры во многом зависят формы
и эффективность производства, распределения, обмена и потребления в обществе;
· от собственности зависит положение людей, слоев и классов общества;
· эффективная система собственности способствует экономической и
социальной стабильности и прогрессу;
· собственность тесно связана с экономической властью. Обладание
собственностью обеспечивает возможность влияния на все стороны экономической
жизни: чем больше масштабы собственности, тем сильнее эта возможность.
· От собственности зависит положение людей, слоев и классов общества.
В экономической мысли долгое время господствовало представление, что
собственность - это отношение человека к вещи, причем стремление человека к
обладанию вещами рассматривалось как природный, неотъемлемый инстинкт, или,
как принято и сегодня говорить, “неотъемлемое, естественное право” Это
представление о собственности соответствует обыденному мышлению, то есть
мышлению, которое формирует в нас окружающая жизнь.
Мы говорим: «Эта книга - моя», непосредственно указывая на присвоение вещи
данным конкретным человеком. Но в таком утверждении косвенно содержится
отрицание собственности других лиц (подтекстом звучит: «Никто другой не
является собственником данной вещи»). Присвоение объекта предполагает его
отчуждение от другого лица, то есть лишение возможности использовать вещь
другим лицом (группой лиц).
По мере развития общества, представления о собственности стали меняться в
сторону все большего признания не природной, а социальной ее основы.
С позиций экономической науки мы рассматриваем собственность как систему