Вопрос 62. Современная теологическая философия

Эрих Фромм(1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования.

Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы— универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:

патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить

эти противоречия. Главный способ их решения - культивирова­ние всеобщей любви,стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 — 1979).

Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспи­тывает нормального, но "одномерного человека",обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно­го направления — потребления. Человек-потребитель постепен­но становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного обще­ства Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.

1. Теологическая философия— одно из распространенных фи­лософских направлений.

Главными вопросами, находящимися в центре внимания тео­логической философии, являются:

• бытие Бога как творца всего сущего;

• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, сле­дует отметить, что она:

• стала ближе к человеку;

• освободилась от ряда догм;

• стала большое внимание уделять социальной гармонии, мо­рали, нравственности, миру между народами.

2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм.Его видными представителями явля­ются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Рим­ский Иоанн Павел II, р. 1920).

База неотомизма — учение Фомы Аквинского.Центральный принцип — гармония веры и разума.

Современные неотомисты стремятся подняться над противо­речиями между материей и идеей, гностицизмом и агностициз­мом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

• доказать правильность, истинность католицизма и католиче­ской философии;

• приспособить католицизм к современным условиям;

• приблизить католицизм к простым людям.

Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) вы­двинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.

Основными частями учения неотомизмаявляются:

• метафизика (общая и прикладная);

• гносеология;

• натурфилософия.

Метафизика- базовый раздел - состоит из:

• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтоло­гии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);

• прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.

Основные цели неотомизма:

креационизм (сотворение окружающего мира Богом);

• откровение (Бога о себе — в Библии);

• разделение сущности и существования (эссенции и экзи­стенции);

• единство сущности и существования в Боге;

• подобие человека Богу;

• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, мо­рали.

3. Другим направлением современной теологической филосо­фии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.

Его основоположник — современный теологический фило­соф Пьер Тейяр де Шарден(1881 - 1955).

Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию— ком­плексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эво­люционизм,согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским тече­нием в теологической философии, во многом опирался на достиже­ния естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.

4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения",распространенная в Латинской Америке.

Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека.Среди протестанской теологической философиинаиболее распространены:

• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

• теология кризиса (Барт, Нибур);

• экзистенциональная теология (Тиллих);

• "демифоногизированное христианство" (Бультман);

• безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.