Вопрос 62. Современная теологическая философия
Эрих Фромм(1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы— универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.
Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.
Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:
•патриархат и матриархат;
• гуманистическое и авторитарное сознание;
• власть и подчинение;
• стремление к обладанию и просто жизнь;
• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить
эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви,стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 — 1979).
Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека",обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
1. Теологическая философия— одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
• бытие Бога как творца всего сущего;
• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь. Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
• стала ближе к человеку;
• освободилась от ряда догм;
• стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм.Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма — учение Фомы Аквинского.Центральный принцип — гармония веры и разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
• доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
• приспособить католицизм к современным условиям;
• приблизить католицизм к простым людям.
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизмаявляются:
• метафизика (общая и прикладная);
• гносеология;
• натурфилософия.
Метафизика- базовый раздел - состоит из:
• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
• прикладной метафизики — учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
•креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
• откровение (Бога о себе — в Библии);
• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
• единство сущности и существования в Боге;
• подобие человека Богу;
• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
3. Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник — современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден(1881 - 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию— комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эволюционизм,согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
4. Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения",распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея — максимальное раскрепощение человека.Среди протестанской теологической философиинаиболее распространены:
• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
• теология кризиса (Барт, Нибур);
• экзистенциональная теология (Тиллих);
• "демифоногизированное христианство" (Бультман);
• безрелигиозное христианство — Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.