III. Анализ динамики производства и реализации продукции

Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителя высококачественной продукции. При этом темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Источником информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия; оперативные планы-графики, отчетность (форма № 1-П «Сведения о производстве промышленной продукции»; форма № 2 «Отчет о прибыли и убытках»; форма № 1-РП «Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполняемые работы и услуги»).

Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей производственной продукции и выполняемых работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их не используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции (штуки, метры, тонны и т.д.).

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции (количество условных ремонтов на ремонтных предприятиях).

Объем производства и объем реализации - взаимозависимые показатели. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Поэтому в ходе анализа целесообразно рассмотреть не только динамику изменения каждого показателя в отдельности, но и сопоставить их между собой.

Пример.На основе табл.1 провести анализ выпуска и реализации продукции в динамике.

Таблица 1

Анализ производства и реализации продукции

Год Объем производства продукции в тек. ценах Коэф. пересчета в цены базисного года Объем производства продукции в сопоставимых ценах Темпы роста, % Объем реализации, тыс. р. Темпы роста, %
баз. цепн. в тек. ценах в сопост. ценах баз. цепн.
1,8 5 282
2,2 3 767 71,3 71,3 77,3 77,3
3,3 4 183 79,2 81,5 105,4
4,2 3 342 63,3 79,9 66,6 81,7

 

Среднегодовой темп роста (Т) рассчитывается по формуле среднегеометрической:

, (1.1)

где Х1,…Х n– цепные индексы;

n – количество лет.

Графически динамика объемов производства и реализации продукции представлена на рис.1, 2.

 

Рис. 1. Динамика объема выпуска и объема реализации продукции в базисном уровне цен

 

Рис. 2. Динамика объема реализации продукции в текущем и базисном уровне цен

 

Выводы: из табл.1 и рис. 1 следует, что за рассматриваемый период самая высокая величина объема выпуска продукции в базисном уровне цен приходится на первый год (5 282 тыс. р.), самая низкая величина – на последний год (3 342 тыс. р.). Анализ показателей объема реализации продукции, выраженных в базисном уровне цен, показал, что самая высокая величина объема реализации продукции приходится на первый год (5 056 тыс. р.), самая низкая величина - на последний год (3 367 тыс. р.).

Из рис. 2 следует, что за рассматриваемый период объем реализации продукции в текущем уровне цен увеличился с 9 100 тыс. р. в первом году до 14140 тыс. р. в последнем. Во втором году наблюдается уменьшение реализации на 500 тыс. р. по сравнению с первым. Анализ показателей реализации продукции, выраженных в базисном уровне цен, показал, что самая низкая величина объема реализации продукции в 4-м году (3 367 тыс. р.) по сравнению с 1-м годом (5 056 тыс. р.) составляет 66,6%. Наибольший объем реализации достигнут в 1-м году.

Таким образом, несмотря на общую тенденцию увеличения объемов реализации продукции в текущем уровне цен, в сопоставимых ценах наблюдается снижение данного показателя.