II. Анализ конъюнктуры рынка и положения товара на рынке сбыта. Оценка конкурентоспособности

Конъюнктура рынка – конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или определенного времени, а также совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Она измеряется определенным кругом количественных и качественных признаков, поддающихся измерению и оценке.

Изучение общехозяйственной конъюнктуры включает объем ВВП и темпы его роста, объем инвестиций, индексы производства и отгрузки товаров, динамики показателей уровня цен, объем динамики и структура внутренней и внешней торговли, мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений (бюджет и др.).

Исследование конъюнктуры товарного рынка включают анализ и прогнозные составляющие рынка конкретного товара и потребителей, а также инфраструктуры изучаемого рынка.

Прогноз конъюнктуры рынка включает возможное изменение в структуре и объеме потребления, которое сопоставляют с оценками развития производства товаров. Такое сопоставление позволяет выявить изменение в соотношении спроса и предложения и определить вероятностный объем продаж.

Основные показатели величины рынка – это емкость рынка и рыночная доля рыночной организации. Емкость характеризует возможный объем реализованной продукции на данном рынке в течение периода времени. Реальная доля рынка характеризует объем реализованной продукции конкретной организации на данном рынке.

В ходе анализа положения товара на рынке определяется ценовая эластичность спроса, влияющая на объем общей выручки от продажи данного количества товара. Если спрос не эластичен, то общая выручка меняется в том же направлении, что и цена реализованного товара.

При эластичном спросе направления изменения величин противоположны. Определение эластичности спроса позволяет оценить будущую стратегию ценообразования. Если спрос на товар не эластичен, то снижение цены нецелесообразно.

В зависимости от доли, занимаемой продуктом на рынке, динамики рынков сбыта, уровня доходности выделяют 4 категории рыночного продукта, что соответствует классической концепции жизненного цикла.

Она применима как к продукции, так и к технологии, разработанной и используемой в производстве технике:

- выведение на рынок;

- роста;

- зрелости;

- упадок.

Предприятие должно стремиться в полной мере использовать возможности к той или иной стадии жизненного цикла, на которых по-разному протекает реализация продукции и формирование дохода.

Конкуренция – это соперничество между функциональными структурами в достижении одной и той же цели.

Конкурентоспособность организации – ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной или превышающей среднюю в данной отрасли. Конкурентный потенциал – потенциал, означающий потенциальную возможность сохранять или увеличивать конкурентоспособность. Он определяется совокупностью параметров, определяющих способность организации эффективно функционировать на рынке, т.е. удерживать или увеличивать свою долю, иметь достаточную рентабельность и финансовую устойчивость. Конкурентоспособность организации может характеризоваться следующими параметрами:

- мощность;

- степень загруженности мощности;

- широта номенклатуры;

- качество и надежность продукции;

- степень известности;

- удобство расположения;

- опыт работы;

- финансовое состояние и другие параметры.

Для определения конкурентоспособности предприятия и продукта используются различные методы, в том числе рейтинговая и бальная оценка.

Для определения рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия существуют различные методы. Простейший из них – модель Розенберга:

Бальная оценка:

Где Бi – баллы, оценивающие каждый параметр;

Вi – коэффициент весомости параметров.

Конкурентоспособность товара – характер продукции, который отличает ее от товара конкурента как по степени соответствующего конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При определении конкурентоспособности товара учитывается характер продукции.

Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам (техническим, эстетическим, экономическим, нормативным, экономическим).

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметрам анализируемого изделия и товара конкурента. Кроме рейтинговой оценки конкурентного товара для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, чем она выше, тем более конкурентоспособна продукция и наоборот.

С этой же целью рассчитывается отношение доли занимаемой фирмы на рынке к доле наиболее крупного конкурента.

>1 высокая доля фирмы

<1 низкая доля фирмы