Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
Социально-политическое направлениебыло представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина,который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
•1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.
Косновным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-хгг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем — "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский(1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева(1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" вбудущем).
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин(1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
1. Прагматизм— направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирси У. Джемс.Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи(1859 — 1952).
Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.
2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом,то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3. Цель философии(по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
4. Согласно Дьюи основная задача философиине в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция.
Социальная реконструкциявключает в себя:
• совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
• через акционирование и иное совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
• более справедливое распределение произведенных материальных благ;
• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан;
• обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства;
• наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;
• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершенствование мышления(также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.
Учение о методезанимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
• метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;
• основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
• от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, — ложный;
• следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:
• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
• существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
• следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуациии путях ее разрешения, суть которого в следующем:
• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
• цель научного метода — превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
• действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
• следовательно, научным методом(конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
• ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
• выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
• критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
• принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:
• способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
• способность к действию (применемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
• истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
6. Рассматривая проблему познания,Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
• "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и
практикой (опытом);
• "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
• непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
• созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — "эпистиме".
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
• чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
• высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):
• материалистическое;
• идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.
Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.
Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания,познание изменяет само существование предмета познания.