Результаты изучения психических функций следующие.

Деятельность характеризуется следующими особенностями.

Качественная характеристика результатов психологического обследования

Приведем в качестве образца характер обобщения материалов, полученных при психологическом обследовании ребенка 6 лет 3 месяцев, имеющего явное отставание в развитии.

В процессе психологического обследования Валеры Е. отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко, но контакт этот носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности).

Проявляет заинтересованность ситуацией обследования.

Равнодушен к одобрению.

Реакция на замечания отсутствует.

В случае неудач отмечается расторможенность, проявляющаяся в массе неадекватных манипуляций с объектами.

Эмоциональный фон эйфоричный.

Эмоции выражает неадекватно ситуации.

Эмоционально тугоподвижен.

Самооценка резко завышена.

Понимает инструкцию только в заданиях невербального характера (почтовый ящик, разрезные картинки, последовательные картинки).

В вербальных заданиях инструкция либо не понимается вообще, либо отмечается потеря инструкции из-за недостаточного слухового внимания, слухоречевой памяти.

Интерес к заданиям выборочный: либо поверхностный, либо пропадающий из-за низкой работоспособности.

Ориентировочная деятельность постепенно ухудшается из-за неудач или пресыщения заданием.

Не может самостоятельно выполнять задания из-за неумения построить программу действий или быстрого пресыщения деятельностью.

В ряде заданий деятельность хаотичная, бессистемная, бесцельная, в некоторых случаях возможна организация деятельности посредством стимуляции; в некоторых заданиях активность и целенаправленность резко падают из-за пресыщения деятельностью.

Темп и динамика деятельности также неравнозначны, но в основном отмечается импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий.

Речевая регуляция заданий отсутствует.

Для выполнения зданий, как правило, нужна активная помощь.

Очень быстро истощаем.

Внимание поверхностное, плохая концентрация, организующая помощь малоэффективна.

Манипулятивная функция рук ограничена: наблюдается неловкость пальцевой моторики, нарушение координации движений.

Ведущая рука правая.

Наглядно-действенное мышление: операционный компонент деятельности - сила, перебор пробы.

Образное мышление: картинки из двух, трех, четырех (горизонталь-вертикаль) частей - методом зрительного соотнесения, из четырех (диагональ) методом проб, из пяти - перебор. Совершенно не может воссоздать Целостный образ изображенного на картинке разрезанного предмета через представление.

Логическое мышление: практически все варианты выполнены неверно. Задание выполняет путем угадывания. Не способен обосновать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не улавливает.

Память:

кратковременная- 1,

долговременная — 0.

Речь: фраза отсутствует. Рассказ оформить не может. Фонематическое восприятие грубо нарушено.

Отмечается очень низкая креативность в решении наглядно-образных задач.

Анализ результатов обследования показывает, что для того, чтобы помочь ребенку за оставшийся до школы год в формировании самых необходимых психических процессов и навыков деятельности, необходима организация специальных занятий по следующим основным направлениям:

• формирование координации и мелкой моторики;

• формирование произвольного внимания;

• формирование организованной деятельности с упором на планирование и речевую регуляцию;

• формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления (особое внимание на воссоздание целостного образа на основе представлений, решение наглядных и словесно-логических задач, понимание словесных инструкций и т.п.);

• развитие речи;

• формирование активной самооценки.

Мы указали лишь те направления работы с ребенком, с которых целесообразно начинать. Безусловно, в ходе занятий будут корригироваться и остальные несформированные качества. Следует сразу отметить, что.к выполнению намеченного плана работы должны быть привлечены родители. Именно родители могут взять на себя заботу о развитии двигательной сферы ребенка. На прогулке, при выполнении различных домашних хозяйственных дел (поливка цветов, вытирание пыли, мытье посуды и т.д.) совершенствуются крупные и мелкие движения. Родителям необходимо регулярно заниматься с ребенком, используя и специальные упражнения для укрепления мышц рук, развития мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др.

Психолог, планируя работу с родителями, должен: во-первых, сообщить родителям, какую литературу они могут использовать в работе с ребенком; во-вторых, дать советы по организации занятий.

Эти занятия, как мы уже указывали, должны быть регулярными, носить занимательный характер, их нельзя превращать в дополнительные учебные задания. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребенку.

Важны также условия, в которых проводятся занятия. Некоторые занятия могут проходить во время прогулок, но для формирования ряда психических функций необходима спокойная деловая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрение ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе.

Для того чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Не рекомендуется сразу показывать ребенку, как нужно выполнять задание, делать работу за него, необходимо регулировать дозу помощи.

Занятия должны быть непродолжительными по времени, чтобы не вызывать утомления и пресыщения.

В-третьих, психолог должен дать советы по содержанию работы. Родителям нужно показать, как лучше пользоваться тем или иным предлагаемым материалом, помочь самостоятельно подобрать материал для занятий с учетом возраста и уровня общего и умственного развития ребенка.

Основными формами работы психолога с родителями и учителями являются как индивидуальные консультации, так и лекции, повышающие их психологическую компетентность, особенно в таких вопросах как организация межличностного взаимодействия детей в классе, в семье. Важное место в этой работе занимают

профилактика и предупреждение возможных конфликтных и психотравмирующих ситуаций. Это относится и к созданию в школе охранительного психолого-педагогического режима, включающего правильное составление учебного расписания, дозированность, объем умственной и физической нагрузки, стиль обучения и т.д.

Психолог является связующим звеном в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, обеспечивает единство требований и преемственность в работе с детьми.

Проводя коррекционную работу непосредственно с детьми, психолог оказывает им помощь в период адаптации к условиям школы, классного коллектива и обеспечивает индивидуальный подход. Занятия психолога не должны быть продолжением уроков, и использовать надо не учебный материал, а занимательный обучающий материал из других источников. Допустимо использование заданий, разработанных на основе модификации известных психологических методик. Важно, чтобы ребенку было интересно и полезно. Варианты таких зданий имеются во многих методических разработках (см. список литературы). Рекомендуем некоторые из них.