Теоретические и методические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Распределение внепроизводственных расходов

Таблица 12

Распределение отклонений фактической себестоимости от плановой за ноябрь

Результат выполнения плана себестоимости за ноябрь

Таблица 11

Вид продукции Единица измерения Количество (из табл. 6) Себестоимость по плану Себестоимость фактическая, руб. Отклонения (экономия-, перерасход +) тыс. руб.
3, руб. Всего, руб.
             

1. Продукция лесозаготовок:

деловая древесина м3

дровяная для технологическихм3

целей

дровяная для отопления

Итого п.1:

2. Продукция шпалопиления:

шпалы широкой колеи шт.

переводные брусья комплекты

шпальный горбыль м3

Итого п.2_________________________________________________________________________________

Всего

(по лесопродукции)

|

Вид продукции Плановая производственная себестоимость, тыс. руб. Отклонения (- экономия, + перерасход) Фактическая производственная себестоимость, тыс. руб.
% Сумма, тыс. руб.
         

I. Остаток на складе и выпуск за месяц

  1. Остаток готовой продукции на складе

на начало месяца

  1. Выпуск за месяц_______________________________________________________________________

Итого I (п.1 +п.2)

 

Процент отклонений фактической себестоимости от плановой подсчитать суммарно по остатку продукции на начало месяца и выпуску за месяц. Полученный процент распространить на всю продукцию, а так же ее остатки на складе на конец месяца.

Таблица 13

Вид продукции Плановая производственная себестоимость   Внепроизводственные расходы
% к плановой производственной себестоимости сумма, руб.

Продукция, реализованная

Остаток отгруженной продукции

Итого________________________________________________________________________________________

По результатам расчетов студенту следует сделать выводы путем сравнения фактических затрат на производство с плановыми по основным видам продукции.

Рекомендации по снижению затрат следует произвести на основе постатейного анализа калькуляции себестоимости продукции.

 

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основываем на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Я. Рубинштейн, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др.).

Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребёнка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе выполнения заданий.

Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности нарушены у обследуемого ребёнка.

При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углублённое психологическое изучение ребёнка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребёнка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

• методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования, так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребёнка возрастной норме или отставанию от неё;

• важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

• подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развёрнутую психологическую характеристику ребёнка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в результате нескольких методик, дополняющих друг друга;

• при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это даёт возможность оценить уровень актуального развития ребёнка и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребёнка;

• задания должны подбираться с учётом возраста ребёнка, чтобы выполнение заданий было ему доступным и интересным;

• содержание заданий не должно вызывать у ребёнка негативных реакций, а напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

• при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

•отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер, только научность при подборе методик повысит надёжность полученных результатов;

•не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

• количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребёнка не привело к психическом истощению, необходимо дозировать нагрузку на ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.

При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

• процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребёнка, чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребёнка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста, для ребёнка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника - учебная;

• методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В. И. Лубовский); анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение норм и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

• выбор качественных показателей должен быть не случайным, а определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;

• для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребёнка;

• для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагностических заданий, некоторые исследователи (А. Анастази, В. М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать задания по степени возрастания сложности от простого к сложному, другие авторы (И. А. Коробейников, Т. В. Розанова) предлагают чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.