Этапы организационного периода

Права и обязанности главного бухгалтера

 

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется ему. Он несет ответственность за:

- формирование учетной политики;

- соблюдение общих методологических принципов бу;

- обеспечение контроля и отражение на счетах бу всех фактов хоз. жизни;

- представление оперативной информации (составление калькуляции с/с продукции), распределение затрат;

- составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

- проведение совместно с другими службами экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов.

В своей работе он контролирует исполнение законодательства как по хозяйственным, налоговым, так и по трудовым вопросам, своевременно вносит в учет коррективы, связанные с положениями (стандартами) по бу и изменениями и дополнениями в нормативных актах.

Обязанностью главного бухгалтера является организация и постановка бу в соответствии с нормативными документами. Гл. бухгалтер осуществляет контроль за движением и хранением всех средств предприятия.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем предприятия документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств, материальных ценностей, расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Он не должен принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим финансовую и договорную дисциплину. В случае поступления таких документов гл. бухгалтер в письменном виде представляет докладную записку об этом на имя руководителя предприятия. Если руководитель решает все-таки принять указанные документы к исполнению, то он должен дать письменное распоряжение и нести ответственность за осуществление подобных операций. Руководитель бухгалтерии обеспечивает сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив. С ним согласовывают назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц. На малых предприятиях главный бухгалтер может выполнять обязанности кассира.

 

Под процедурой бу понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий по отражению информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

Процедура предусматривает следующие этапы:

1) инвентарь,

2) вступительный баланс,

3) журнал,

4) Главная книга,

5) оборотная ведомость

6) заключительный баланс.

Этапы процедуры целесообразно разделить на одноразовые, выполняемые на этапе регистрации предприятия, и этапы, повторяющиеся в период деятельности предприятия.

Инвентарь – это перечень имущества, которым владеет и распоряжается предприятие; долгов перед ним; обязательств по признанным долгам. Имущество организации (основные средства, н.а., ден. средства, гот. продукция, НЗП), а также дебиторская задолженность представляют собой денежные средства в различных проявлениях и затраты, обещающие будущие выгоды, т.е. его активы.

Величина активов организации, уменьшенная на размер признанных обязательств (чистая стоимость активов), характеризует основной источник собственных средств – капитал собственника.

Капитал собственника = Активы – Пассивы

Именно стоимость активов-нетто применяется при формировании вступительных балансов, составляемых для организаций, где бу не велся по каким-либо причинам. Аналогично строится восстановительный баланс в тех случаях, когда организации нарушают принцип непрерывности бу, например, при утере документов, восстановить которые невозможно.

Вступительный баланс можно назвать организационным. Он строится по регистрационному документу – уставу. Инициализация бу экономического субъекта по времени совпадает с датой регистрации устава. В этот момент уравнение двойственности выглядит так:

Активы = Капитал собственника

Обязательства перед другими лицами отсутствуют, т.к. производственно-финансовая деятельность не велась, капитал не внесен, а только объявлен, обязательства не образовались и есть только задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. Т.е.

Реально внесенное имущество + Дебиторская задолженность участников = Капитал собственника авансированный