Функции и структура бухгалтерского аппарата

Основы организации бу

Под организацией бу понимается совокупность условий построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о ходе и результатах хоз. деятельности и контроля за рациональным использованием всех ресурсов хозяйствующего субъекта.

 

Условия построения бу в РФ

Условия построения бу Раскрытие понятия
Государственное регулирование Разработка общих принципов организации и ведения бу, состава и содержания отчетности организаций, ведущих бу. Осуществляет Правительство РФ, МФ РФ.
Широкие права организации Возможность выбирать в пределах предоставленных прав наиболее соответствующие особенностям предприятия методы ведения учета, способы оценки имущества, распределение расходов.
Общие принципы управления Расширяют исследовательский аппарат бу, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.
Повышение роли учета Информация, получаемая в системе бу, используется внутренними и внешними пользователями для принятия управленческих решений и для контроля за рациональном использованием ресурсов.
Аналитичность данных Позволяет выявить влияние разных факторов на показатели хозяйственной деятельности.
Динамичность организации Гибкость и приспособленность к резко изменяющимся условиям работы предприятия. Направлена на совершенствование как методов и техники ведения учета, так и организации труда работников.

 

Организационные аспекты бу базируются на законодательно-нормативных актах, в частности ФЗ "О бу", Положения по ведению бу и бухгалтерской отчетности в РФ и ПБУ 1/ 98 "Учетная политика организации". В соответствии с ФЗ ответственность за организацию бу, соблюдение законодательства при выполнении хоз. операций несет руководитель предприятия. ПБУ 1/98 уточняется, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем.

Поэтому организацию бу можно определить как комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых руководителем предприятия и способствующих повышению эффективности труда счетных работников, а также осуществляемых счетным аппаратом и направленных на обеспечение финансового контроля деятельности предприятия.

 

 

Бу на предприятиях могут осуществлять самостоятельные службы, возглавляемые главным бухгалтером; бухгалтер, ведущий учет; организация или предприниматель без образования юридического лица; лично руководитель предприятия. Решение относительно варианта организации и ведения бу принимает руководитель.

На средних и крупных предприятиях учет ведется бухгалтерией. В обязанности бухгалтерии сходит своевременное представление учетной информации о состоянии имущества и фин. результатов внутренним и внешним пользователям.

Главный бухгалтер утверждает график документооборота, формы и сроки сдачи учетных регистров, устанавливает перечень должностных обязанностей и ответственность бухгалтеров, систему разделения их труда. Все это документально закрепляется в Положении о бухгалтерии.

Положение представляет собой правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы бухгалтерии. Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации и имеет четко установленную структуру: общие положения; цели и задачи; функции; права и обязанности главного бухгалтера (заместителей); взаимоотношения (служебные связи); организация работы.

Раздел "Общие положения включает определение бу, указание выбранной формы ведения учета, численность и штаты бухгалтерии, перечень законодательно-нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности. Заканчивается раздел требованиями, предъявляемыми к главному бухгалтеру.

Во втором разделе Положения излагаются цели и задачи бухгалтерии, определяющие ее функции.

Третий раздел Положения раскрывает функции бухгалтерии. Общими для любой бухгалтерии служат такие позиции, как учет основных средств, денежных средств, контроль за своевременным и правильным проведением инвентаризации, эффективность организации материальной ответственности, ведение расчетов по з/п и др. На каждом участке учетной работы обязательны:

- применение утвержденных типовых унифицированных форм;

- своевременное и качественное заполнение первичных учетных документов;

- соблюдение установленных сроков документооборота;

- обеспечение сохранности бухгалтерских документов;

- использование современных автоматизированных технологий.

На основе перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

Четвертый раздел включает должностную инструкцию главного бухгалтера, составленную на основе ФЗ "О бу", Положения по ведению бу и бухг. отчетности в РФ и Положения о главных бухгалтерах.

В пятом разделе указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:

со всеми структурными подразделениями – по вопросам бу;

с юридической службой – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;

с отделом кадров – по вопросам подбора кадров в бухгалтерию, по расчетам з/п персоналу.

Шестой раздел включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии.

Положение оформляется на бланке организации за подписью главного бухгалтера и утверждается руководителем.

Т.о., Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность построения и организации бу на предприятии.