Тема 5. Доводы в споре.
Спор ради спора.
Спор ради победы.
Спор ради убеждения.
Спор ради истины.
Тема 4. Виды спора по цели.
Для проверки, для разъяснения мысли, для испытания её обоснованности. В споре нет антитезиса.
Т. берем из области, интересующей обоих собеседников.
Д. сильные с т.з. истины, когда каждое возражение вызывает интерес.
П. равные по силам, с кем интересно будет спорить.
Для доказательства противнику истинности своей мысли.
1) спорящий убеждает в том, в чем сам глубоко убежден;
2) спорящий убеждает потому, что должен убедить.
Т. подбираем такой в котором можем убедить.
Д. воздействующие на собеседника, истинные для собеседника.
П. тот, которого можно убедить.
Спор, когда противник должен признать победу.
П. нужно выбрать достойного: сильного или слабого (кого хочешь победить).
Т. благодаря которому можно победить.
Д. не столько логические, сколько средства ораторской убедительности:
- внушительность тона
- острые слова
- красота выражений
- возбуждение нужных чувствований (совесть, сострадание, страх, любовь и т.д.).
Интересен сам процесс спора.
Т. чем интереснее, необычнее, захватывающе, тем лучше.
Д. интересные, яркие, разные уловки.
П. который хочет поспорить. Если не принимает этого условия, может произойти конфликт.
5. Спор – игра, спор – упражнение.
I. Наши доводы
- Выбор доводов определяется задачами, которые мы ставим спору. Неумение принимать в расчет задачи спора при выборе доводов – промах, безграмотность в споре.
1) проверка истины – сильные Д с нашей т.з.
2) убедить – Д д/б убедительны для П
3) победить – которые поставят П в затруднительное положение
4) для слушателей – к С, а не к П
- Выбор доводов определяется аудиторией
1) речь соответствует пониманию аудитории
2) Д соответствуют принципам (см. 8 класс «Виды аргументации»)
3. Требования к Д.:
1) Д предъявлять неторопливо, небыстро, но и не размазывая.
2) главные Д выразить кратко, метко, ярко, чтобы сразу были понятны.
3) ошибочна мысль, что чем больше доводов, тем лучше, меньше слабых Д.
II. Доводы противника
- Необходимо выслушать и оценить, выделить их порознь, облечь в краткие фразы и выяснить (понятие, количество, модальность)
- Необходимо убедиться, что Д истинен и действительно противоречит нашему мнению.
- Если не противоречит, можно применить приём «Возвратный удар»:
1) иногда Д противника совместим с нашей мыслью, служит для неё выгодным доводом;
2) иногда Д может быть несовместим с Т противника, он его разрушает
и достаточно отчётливо показать это противнику, чтобы он попал в трудное положение: или отказался от довода или от тезиса.
4. В отношении к Д противника избегать 2-х крайностей:
1) не упорствовать, когда Д очевиден или правильно доказан;
2) не слишком легко соглашаться с Д, если он покажется правильным.
5. Если не можем принять Д или он кажется не очень убедительным, требуется отложить согласие приёмами:
1) самый прямой и честный – «Условное принятие довода» : «допустим, он истинен…»
2) самый употребительный – «Объявление довода произвольным», т.е. требуем доказательств, несмотря на то, что Д кажется достоверным.
3) уловки – от позволительных («оттягивание ответа») до непозволительных.