Коммутантная (соединяющая, соединительная) стратегия

Коммутанты –фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией Фризевинкеля, коммутанты называются «серыми мышами».

Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний (компании, предлагающие услуги по ремонту и модернизации компьютеров).

 

коммутантная («серые мышки», приспосабливаются к меняющимся условиям рынка, небольшие мобильные фирмы, легко переходят с одного рынка на другой). Гибкость и приспособляемость составляют основу этой конкурентной стратегии. Такой тип весьма характерен для российского рынка.

Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого не специализированного предприятия — в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд кон­кретного клиента. Это тоже путь повышения потребительской цен­ности, но не за счет сверхвысокого качества (как у патиентов), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы», — таким мог бы быть лозунг этих фирм.

По своей природе спрос всегда имеет точечное, локальное про­исхождение: у данного потребителя в связи с определенными обстоя­тельствами возникла потребность в том-то и том-то. Совпадение в общих чертах запросов больших групп или отдельных слоев потреби­телей плюс наличие технической возможности поставить их удовле­творение на поток создают основу для массового (виоленты) или спе­циализированного (патиенты) производства. Но условия эти выпол­няются далеко не всегда. И тогда на сцену выступают коммутанты.

Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бес­численные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать любую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственного профиля.

Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощно­стей, особых познаний в узкой области или научно-технических за­делов — словом, всего, чем сильны другие фирмы, приводит к то­му, что коммутантам (в рамках разумного) практически безразлич­но, чем заниматься. Из-за незаметности и даже безликости дея­тельности коммутанты получили название «серых мышей». Фирмы-мыши, однако, имеют и свойственные только им преимущества. Им легко радикально изменять сферы коммерческой деятельности, что не способны делать другие фирмы. В свою очередь, повышенная гибкость усиливает позиции коммутантов в конкурентной борьбе. Дух свободного предпринимательства с его постоянной нацеленно­стью на получение прибыли и готовностью использовать ради нее любые средства проявляется в деятельности коммутантов в наибо­лее чистой и законченной форме.

Именно коммутантная стратегия преобладает среди новых россий­ских частных фирм. Старейшие из них начинали как производствен­ные кооперативы, в своем развитии пережили бум компьютерной тор­говли, период «иномарок», поменяли еще целый ряд специализаций. Да и до настоящего времени любое изменение таможенных пошлин или сравнительной рентабельности работы с разными товарами порождает массовую смену рода деятельности частных предприятий.

С точки зрения интересов всей экономики роль фирм-коммутантов вполне оправдана. Но в здоровом хозяйстве (в отличие от нынешнего российского) они в основном концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг.

 

Фирмы, реализующие такую стратегию, как правило, занимаются мелким бизнесом или неспециализированным производством.

Основная цель: немедленное удовлетворение любых потребностей рынка. Коммутанты готовы использовать любую возможность для коммерческой деятельности. Например, во время летних отпусков на берегу моря фирма организовывает питание и катание на водных катерах, а зимой она же занимается финансовыми посредническими операциями.

Сильные стороны такой фирмы – мобильность и высокая приспосабливаемость к различным условиям рынка за счет непрерывного поиска прибыльных проектов, готовности к немедленной переориентации деятельности и изменению ее масштабов.