Заключение

 

Поставленные во введении цель и задачи в работе раскрыты. Подведя итоги, можно сделать некоторые выводы.

Проблема "утечки мозгов" до сих пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что россияне продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из России обычные студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько лет будут строить не только собственную карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества.

Экономическая ситуация в стране такова, что молодые специалисты, выходящие в жизнь со свежими дипломами, часто остаются "за бортом". В настоящий момент оказаться востребованным в России по специальности, полученной в вузе - удел немногих студентов. Рынок рабочей силы не имеет четкой регуляции, поэтому «утечка мозгов» очень опасна для экономического развития страны и занимает в последнее время одно из главных мест в экономической теории. В различной экономической литературе довольно часто возникают статьи об «утечке мозгов» и интервью с рабочими и учеными разных специальностей, менеджерами и директорами организаций.

Проблема кадров в научных центрах Московской области была заложена еще в 60-х годах XX века. Старшие поколения помнят, как создавались эти научные центры. В 50-х годах, в период “холодной войны”, встала тактически важная задача - вывести научный потенциал из Москвы. Вывели и образовали подмосковные научные центры, рассредоточив научный потенциал по Подмосковью. Что будет с центрами через 25 лет, тогда никто не думал. Ведь все научные коллективы, сформированные практически из однолеток, должны были синхронно постареть, и если не будет протока, то исчезнуть. Руководителям и ученым в Отделе науки в ЦК КПСС говорили: “Не задавайте лишних вопросов, решайте научные задачи, через 25 лет мы вам поможем”.

Теперь и ЦК КПСС нет, и инструкторов нет, и спросить не с кого, а ситуация осталась. Сейчас пожинается урожай тех ошибок. За последние 20 лет на них наслоились новые. В результате слова “научная интеллигенция” в стране за эти годы стали унизительной кличкой. Городам науки самим приходилось искать способы выживания. “Утечка умов” - это один из ответов научных сотрудников на сложившееся отношение к ним со стороны государства.

Последствия “утечки умов” трудно подсчитать в рублях. Однако очевидно, что этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований в России. Из-за отсутствия жилья приток молодых ученых не восполняет потерь за счет миграции. Города науки в силу малочисленности населения весьма чувствительны к внешним социальным воздействия. С точки зрения экономических рисков "утечка умов" представляет собой серьезную проблему для России. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для нашей страны, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно здесь, в России.

Но говорить о поглощении западной наукой наших специалистов было бы неверно. Например, в последние годы в США в связи с общим экономическим спадом происходит ужесточение миграционной политики в сфере науки и высоких технологий, поэтому имеет место общее сокращение квот на импорт, например, компьютерщиков. Это приводит к уменьшению притока иностранных, в том числе российских специалистов в США. Помимо этого, если раньше США представляли собой основной рынок для устройства российских математиков и программистов, сейчас лидирующее положение в этой отрасли занимают индусы.

Все эти тенденции, как и некоторые позитивные сдвиги в экономическом положении нашей науки позволяют в целом составить оптимистический прогноз и надеяться на дальнейшее сокращение интеллектуальной эмиграции.

Следует отметить, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции и эмиграции проявляются с интервалом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенное время и выгоду очень трудно наверстать. Кстати, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной (по результатам социологических опросов выделяются следующие проблемы адаптации: поиск подходящей работы, недостаточное знание языка, проблемы с жильем, отсутствие денег и др.)

Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие артисты, врачи, ученые, инженеры – не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников, тем не менее, не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию из России и стран бывшего СССР. Но даже такая работа в чужой стране часто оплачивается выше, чем физик–ядерщик, врач, инженер, профессор получали у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников уходит за границу и имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально–экономических противоречий внутри страны.

Таким образом, совершенно очевидно, что назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы. По мере вовлечения нашей страны в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в создании системы социально–правовой защиты эмигрантов, организации консультационной помощи при заключении трудовых контрактов и т. д. При этом необходимо, чтобы такая политика строилась на основе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. Одна из таких программ уже представлена, к тому же имеется опыт ряда зарубежных стран и пути решение проблем, связанных с «утечкой умов». Осталось применить все это нашим государством на практике. Хочется верить, что в XXI веке ситуация изменится и российская экономика будет процветать.

 

Список использованной литературы

1. Аллахвердян А., Агамова Н. Дискриминация прав ученых как фактор "утечки умов". М., 1997.

2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999.

3. ГДЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАБОТАТЬ ПО НАЙМУ. Егор Низамов. http://www.intelligent.lv/ru/read/id:21498/.

4. Год планеты. 1996 год. Гл. ред. О.Н.Быков. М., 1996.

5. Гордиенко А., Плюснин Ю. Научное сообщество академгородка в период трансформации общественной жизни России: социально-психологический аспект. Новосибирск, 1995.

6. Гусаков Н., Зотова Н. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М., 1998.

7. Давыдов Ю. Норма против силы. Проблемы мирорегулирования. М., 2002.

8. Демографический ежегодник России. 1999. М., 1999.

9. Душацкий JI. Самореализация ученого в реформируемой науке: условия, проблемы, пути решения. Автореферат. М., 1993.

10. Красинец Е. Международные миграции населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997.

11. Кризис затормозил трудовую миграцию в мире. http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/09/090908_global_migration_report.shtml

12. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г.Витковской и С.Панарина. Моск. Центр Карнеги. М., 2000.

13. Население и кризисы / Под ред. Б.С.Хорева. М., 1996.

14. Наука в России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996.

15. Наука и безопасность России / Под ред. А. Кокошина. М.: Наука, 2000.

16. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / Рук. авт. колл. В. Макаров, А. Варшавский. М., 2001.

17. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред.1. B.Л.Иноземцева. М., 1999.

18. Постников С., Попов С. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. М., 2001.

19. Трофимов Е. А. Россия в системе международных рыночных отношений в трудовой сфере. – Иркутск.: БГУЭП, 2007.

20. Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров // Российский экономический журнал. – 1993. - № 5. – С. 58.


Приложение

1997 1998 1999
Выбыло из Российской Федерации -всего 232987 213377 214963
в том числе :                        
в страны СНГ 146961 131050 127807
Азербайджан 4302 3915 3847 1258
Армения 2578 2356 2243 1032
Беларусь 18928 19035 19151 3954
Грузия 3286 2933 2574 572
Казахстан 25364 26672 25037 7483
Киргизия 6296 5310 3681 648
Республика Молдова 5715 4766 4275 551
Таджикистан 2474 1977 1799 637
Туркмения 1532 1537 1237 90
Узбекистан 7370 5231 5041 948
Украина 69116 57318 58922 8941
в страны дальнего зарубежья 86026 82327 87156 13394
Австралия 297 214 215 202
Австрия 125 111 166 71
Аргентина 50 46 137 3
Белиз 119 64 38 27
Бельгия 34 33 36 86
Болгария 668 507 308 163
Венгрия 149 110 83 16
Вьетнам 385 227 45 31
Германия 48363 46218 47929 4916
Греция 886 829 482 98
Дания 43 45 33 52
Израиль 12873 12778 20026 1040
Индия 366 182 147 25
Иордания 187 79 77 9
Ирландия 17 16 13 45
Испания 106 81 93 348
Италия 193 231 211 254
Канада 1333 1181 1190 516
Китай 1222 4249 2797 53
Корейская Народно-Демократическая Республика 202 844 689 19
Латвия 636 612 612 226
Ливан 119 63 67 14
Литва 1162 805 721 215
Марокко 200 161 244 8
Монголия 129 63 56 17
Нидерланды 81 58 64 88
Новая Зеландия 193 129 104 105
Норвегия 102 83 70 184
Пакистан 71 87 76 0
Палестина 17 26 37 6
Польша 376 356 219 101
Португалия 23 11 11 80
Республика Корея 399 279 337 49
Сербия       25
Сирийская Арабская Республика 256 154 126 24
Соединенное Королевство (Великобритания) 182 125 147 224
США 9087 6919 5912 1722
Турция 356 278 179 81
Финляндия 923 990 1040 620
Франция 240 213 134 253
Чешская Республика 226 222 352 401
Швейцария 78 85 97 80
Швеция 151 162 252 157
Эстония 702 550 564 301
Япония 184 173 126 73
другие страны 2515 1678 894 366