Вопрос 2. Роль бухгалтерской службы при проведении процедур банкротства

С момента рассмотрения дела о несостоятельности до признания его банкротом, с последующей ликвидацией, бухгалтерская служба предприятия принимает самое непосредственное участие в этом процессе, что выражается в выполнении следующих функций:

• оценка имущества предприятия по балансовой стоимости;

• определение объема и состава ликвидационной массы;

• оценка имущества, входящего в состав ликвидационной массы по рыночным ценам;

• определение объема реализации финансовых обязательств предприятия;

• выбор наиболее эффективных форм продажи имущества;

• обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества;

• разработка ликвидационного баланса.

Особое значение на всех стадиях процедур банкротства имеет обеспечение данного мероприятия всей необходимой информацией (текущей и отчетной бухгалтерской документацией), так как своевременные достоверные данные о производственно-финансовой деятельности предприятия имеют большое значение для объективной оценки его финансового состояния и разработки мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также поддержки эффективной хозяйственной деятельности.

В первую очередь временным управляющим уведомляются все кредиторы о возбуждении дела о банкротстве предприятия в арбитражном суде. Проводится работа с кредиторами по сверке кредиторской задолженности.

В ходе наблюдения временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия с целью определения достаточности имущества должника для покрытия судебных и других расходов, связанных с процедурой банкротства.

Для этих целей бухгалтерская служба предприятия предоставляет ему следующие данные:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о прибылях и убытках;

• перечень предприятий-дебиторов;

• перечень предприятий-кредиторов;

• сведения о задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В связи с завершением срока проведения процедуры наблюдения арбитражным судом вводится внешнее управление сроком на шесть месяцев.

С этого момента полномочия руководителя предприятием-должником переходят к внешнему управляющему. Первоочередной мерой по санации предприятия со стороны внешнего управляющего является оптимизация численности рабочих и служащих предприятия. На основании приказа вводится в действие новое штатное расписание с сокращением должностей. Создается инвентаризационная комиссия, состоящая из заместителя управляющего, главного бухгалтера, заведующего складом и других лиц, которая производит полную инвентаризацию. Затем в процессе внешнего управления проводится анализ финансового состояния предприятия-должника с использованием следующих материалов:

• бухгалтерский баланс;

• акт инвентаризации имущества и обязательств;

• анализ валюты баланса в динамике за 3 года по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

• отчет независимого эксперта об определении рыночной стоимости имущества.

На основании анализа вышеперечисленных документов внешним управляющим делаются выводы:

• У предприятия на момент введения внешнего управления недостаточно оборотных средств для осуществления хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

• Отсутствие реальной производственной деятельности при наличии постоянных издержек, в том числе коммунальных, заработной платы, амортизации имущества и прочих налогов приводят к росту кредиторской задолженности.

• Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества очень низок.

• Предприятие убыточное, имеет неудовлетворительную структуру баланса, находится в неустойчивом финансовом положении и не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.

На собрании кредиторов, обсудив отчет внешнего управляющего, большинством голосов принимается решение о целесообразности признания должника банкротом и открытии конкурсного производства. На основании решения собрания кредиторов внешний управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением, к которому прикладываются следующие документы:

• Бухгалтерский баланс предприятия;

• Перечень предприятий-дебиторов;

• Перечень предприятий-кредиторов;

• Реестр требований кредиторов;

• Протокол собрания кредиторов;

• Анализ финансового состояния предприятия;

• Информация о задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Решением арбитражного суда предприятие признается банкротом с введением конкурсного производства и назначением конкурсного управляющего. После этого согласно ст. 23 Налогового Кодекса в течение трех дней предприятие уведомляет об этом налоговую инспекцию. Составление и передача в государственную налоговую инспекцию данной справки входит в обязанности бухгалтерии. В справке указывается наименование организации, ИНН, код причины постановки на учет, номер и дата свидетельства постановки на налоговый учет, а также прилагается копия решения собрания кредиторов о ликвидации предприятия.

Конкурсный управляющий, приступив к исполнению своих обязанностей, прежде всего разрабатывает план ликвидации предприятия. В перечень мероприятий, направленных на ликвидацию предприятия и удовлетворения требований кредиторов, входят следующие пункты:

• проведение инвентаризации имущества должника;

• составление реестра требований кредиторов;

• составление промежуточного ликвидационного баланса;

• продажа имущества должника;

• удовлетворение требований кредиторов;

• представление отчета о результатах конкурсного производства в арбитражный суд.

К плану ликвидации прилагается бухгалтерский баланс предприятия на момент открытия конкурсного производства.

После завершения расчетов с кредиторами работниками бухгалтерии составляется ликвидационный баланс.

Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 63 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта норма получила свое развитие и в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым предприятие-должник считается ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.

При проведении обязательной при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества и обязательств следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49), которые устанавливают порядок и оформление результатов инвентаризации.

Действующее финансовое законодательство не содержит специальных указаний по бухгалтерскому учету и налогообложению операций, связанных с процедурами банкротства. Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является Приказ Минфина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995 г. № 81 (в ред. от 30 декабря 1996 г.).

В процессе проведения процедур банкротства возникает множество расходов, напрямую не связанных с основной деятельностью предприятия-должника. К таким расходам можно отнести:

• расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;

• вознаграждение арбитражному управляющему;

• расходы по хранению имущества (решение арбитражного суда);

• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

• судебные расходы;

• расходы на экспертизу;

• расходы на публикацию о торгах;

• расходы на проведение торгов;

• расходы на оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества, и пр.;

• расходы, связанные с конкурсным производством.

В законе определено отнесение многих видов расходов на счет (за счет) имущества предприятия-должника. В целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства» с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.

По дебету этого счета отражаются суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами. Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:

• собственных средств предприятия (капиталов и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);

• счетов реализации имущества (91 «Прочие доходы и расходы») или продажи предприятия.

Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)», во время процедур банкротства должен быть один (основной) расчетный счет.

Закрытие остальных расчетных счетов осуществляется следующим образом:

Закрытие расчетных счетов путем перечисления денежных средств на основной счет:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» (основной)

К-т сч. 51 «Расчетные счета» (остальные),

55 «Специальные счета в банках».

Закрытие валютных счетов:

на сумму продаваемой валюты

Д-т сч. 57 «Переводы в пути»

К-т сч. 52 «Валютные счета»;

на сумму выручки от продажи валюты

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;

на сумму валюты в день продажи

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 57 «Переводы в пути»;

на сумму финансового результата

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» (прибыль)

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (убыток).