Вопрос 2. Роль бухгалтерской службы при проведении процедур банкротства
С момента рассмотрения дела о несостоятельности до признания его банкротом, с последующей ликвидацией, бухгалтерская служба предприятия принимает самое непосредственное участие в этом процессе, что выражается в выполнении следующих функций:
• оценка имущества предприятия по балансовой стоимости;
• определение объема и состава ликвидационной массы;
• оценка имущества, входящего в состав ликвидационной массы по рыночным ценам;
• определение объема реализации финансовых обязательств предприятия;
• выбор наиболее эффективных форм продажи имущества;
• обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества;
• разработка ликвидационного баланса.
Особое значение на всех стадиях процедур банкротства имеет обеспечение данного мероприятия всей необходимой информацией (текущей и отчетной бухгалтерской документацией), так как своевременные достоверные данные о производственно-финансовой деятельности предприятия имеют большое значение для объективной оценки его финансового состояния и разработки мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также поддержки эффективной хозяйственной деятельности.
В первую очередь временным управляющим уведомляются все кредиторы о возбуждении дела о банкротстве предприятия в арбитражном суде. Проводится работа с кредиторами по сверке кредиторской задолженности.
В ходе наблюдения временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия с целью определения достаточности имущества должника для покрытия судебных и других расходов, связанных с процедурой банкротства.
Для этих целей бухгалтерская служба предприятия предоставляет ему следующие данные:
• бухгалтерский баланс;
• отчет о прибылях и убытках;
• перечень предприятий-дебиторов;
• перечень предприятий-кредиторов;
• сведения о задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В связи с завершением срока проведения процедуры наблюдения арбитражным судом вводится внешнее управление сроком на шесть месяцев.
С этого момента полномочия руководителя предприятием-должником переходят к внешнему управляющему. Первоочередной мерой по санации предприятия со стороны внешнего управляющего является оптимизация численности рабочих и служащих предприятия. На основании приказа вводится в действие новое штатное расписание с сокращением должностей. Создается инвентаризационная комиссия, состоящая из заместителя управляющего, главного бухгалтера, заведующего складом и других лиц, которая производит полную инвентаризацию. Затем в процессе внешнего управления проводится анализ финансового состояния предприятия-должника с использованием следующих материалов:
• бухгалтерский баланс;
• акт инвентаризации имущества и обязательств;
• анализ валюты баланса в динамике за 3 года по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• отчет независимого эксперта об определении рыночной стоимости имущества.
На основании анализа вышеперечисленных документов внешним управляющим делаются выводы:
• У предприятия на момент введения внешнего управления недостаточно оборотных средств для осуществления хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
• Отсутствие реальной производственной деятельности при наличии постоянных издержек, в том числе коммунальных, заработной платы, амортизации имущества и прочих налогов приводят к росту кредиторской задолженности.
• Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества очень низок.
• Предприятие убыточное, имеет неудовлетворительную структуру баланса, находится в неустойчивом финансовом положении и не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность.
На собрании кредиторов, обсудив отчет внешнего управляющего, большинством голосов принимается решение о целесообразности признания должника банкротом и открытии конкурсного производства. На основании решения собрания кредиторов внешний управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением, к которому прикладываются следующие документы:
• Бухгалтерский баланс предприятия;
• Перечень предприятий-дебиторов;
• Перечень предприятий-кредиторов;
• Реестр требований кредиторов;
• Протокол собрания кредиторов;
• Анализ финансового состояния предприятия;
• Информация о задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Решением арбитражного суда предприятие признается банкротом с введением конкурсного производства и назначением конкурсного управляющего. После этого согласно ст. 23 Налогового Кодекса в течение трех дней предприятие уведомляет об этом налоговую инспекцию. Составление и передача в государственную налоговую инспекцию данной справки входит в обязанности бухгалтерии. В справке указывается наименование организации, ИНН, код причины постановки на учет, номер и дата свидетельства постановки на налоговый учет, а также прилагается копия решения собрания кредиторов о ликвидации предприятия.
Конкурсный управляющий, приступив к исполнению своих обязанностей, прежде всего разрабатывает план ликвидации предприятия. В перечень мероприятий, направленных на ликвидацию предприятия и удовлетворения требований кредиторов, входят следующие пункты:
• проведение инвентаризации имущества должника;
• составление реестра требований кредиторов;
• составление промежуточного ликвидационного баланса;
• продажа имущества должника;
• удовлетворение требований кредиторов;
• представление отчета о результатах конкурсного производства в арбитражный суд.
К плану ликвидации прилагается бухгалтерский баланс предприятия на момент открытия конкурсного производства.
После завершения расчетов с кредиторами работниками бухгалтерии составляется ликвидационный баланс.
Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 63 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта норма получила свое развитие и в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым предприятие-должник считается ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства.
При проведении обязательной при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества и обязательств следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49), которые устанавливают порядок и оформление результатов инвентаризации.
Действующее финансовое законодательство не содержит специальных указаний по бухгалтерскому учету и налогообложению операций, связанных с процедурами банкротства. Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является Приказ Минфина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995 г. № 81 (в ред. от 30 декабря 1996 г.).
В процессе проведения процедур банкротства возникает множество расходов, напрямую не связанных с основной деятельностью предприятия-должника. К таким расходам можно отнести:
• расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;
• вознаграждение арбитражному управляющему;
• расходы по хранению имущества (решение арбитражного суда);
• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
• судебные расходы;
• расходы на экспертизу;
• расходы на публикацию о торгах;
• расходы на проведение торгов;
• расходы на оплату услуг специализированных организаций, проводящих оценку имущества, и пр.;
• расходы, связанные с конкурсным производством.
В законе определено отнесение многих видов расходов на счет (за счет) имущества предприятия-должника. В целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства» с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.
По дебету этого счета отражаются суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами. Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:
• собственных средств предприятия (капиталов и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);
• счетов реализации имущества (91 «Прочие доходы и расходы») или продажи предприятия.
Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)», во время процедур банкротства должен быть один (основной) расчетный счет.
Закрытие остальных расчетных счетов осуществляется следующим образом:
Закрытие расчетных счетов путем перечисления денежных средств на основной счет:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» (основной)
К-т сч. 51 «Расчетные счета» (остальные),
55 «Специальные счета в банках».
Закрытие валютных счетов:
на сумму продаваемой валюты —
Д-т сч. 57 «Переводы в пути»
К-т сч. 52 «Валютные счета»;
на сумму выручки от продажи валюты —
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»;
на сумму валюты в день продажи —
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 57 «Переводы в пути»;
на сумму финансового результата —
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» (прибыль)
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» (убыток).