ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ.

 

 

План лекций и семинарских занятий:

 

1.Понятие, сущность и функции государственного кредита.

2.Внутренний долг.

3. Основы классификации государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

 

Под государственным кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

1). Мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

2).выдачи бюджетных средств на тех же началах - возвратности, срочности, платности.

Государственный кредит- это деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности.

В отношении других государств Российская Федерация может вступать как должником, так и кредитором.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначенные для текущего потребления.

Рассмотрим правовую базу государственного кредита.

Бюджетный кодекс РФ (ст.89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, муниципальными образованиями, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ ,но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства могут осуществляться в следующих формах (Бюджетный кодекс.ст.98):

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

2) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятия федеральных законов;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

 

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально- территориальных образований РФ если они не были гарантированы

Правительством РФ.

Российские и зарубежные исследователи (в частности, Д.Л.Головачев, Ч.Бленкарт, Е.Новотни)[3] выделяют три составных элемента государственного долга:

- финансовый долг;

- условный долг;

-административный долг.

Финансовый долг является основой государственного долга и представляет собой денежные обязательства государственного сектора, возникшие в результате одобренного государственными органами займа кредитных средств (в заранее установленной форме) и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов.[4]

Условный долг представляет собой совокупность государственных долговых обязательств, которые возникают при предоставлении государственными органами финансовых гарантий.

Административный долг- это просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов. Его основное отличие от финансового и условного долгов заключается в том, что этот долг является следствием неисполнения (или несвоевременного исполнения) государством своих бюджетных обязательств.

Государственный кредит используется в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. Государство выпускает ценные бумаги. Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства, имеются следующие риски : 1) Кредитный риск . Присущ ценным бумагам и связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшаются так, что оно оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства. 2) Рыночный риск происходит из того , что в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг , привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций может быть от части утрачено, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой иди в известной мере принудительном порядке. 3) Процентный риск – риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены.

Классификация государственных займов.

1. По сроком действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер ( до 1 года), среднесрочный характер ( от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер ( от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет ( ст.4 Федерального закона « О государственном внутреннем долге Российской Федерации»)

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально- государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов- держателей ценных бумаг займы могут подразделяется на:

a) реализуемые только среди населения;

б)реализуемые только среди юридических лиц.

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения .

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на процентно-выиграшные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

5. Займы могут делится по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные ( срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные ( свыше 5 лет).

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.