Бюджетные возможности финансирования инновационных проектов

IV. Формы и источники финансирования инновационных проектов.

1. Финансовые ресурсы предприятия и возможности их использования в финансировании инноваций (преимущества и недостатки):

- прибыль

- фонд амортизационных отчислений

- резервный фонд ?

- кредиты КБ ?

- проектное финансирование +?

- бюджетные вливания

- государственное софнансирование ?

- долевое участие партнеров?

- средства с финансовых рынков?

При этом важен инициирующиймотив и стимул инновационного предпринимательства.

2. Специфические источники финансирования инновационного предпринимательства:

- Сверхприбыль (технологическая квазирента) от нновационных проектов.

- Межгрупповое производственное и межотраслевое перераспределение доходов (прибыли) из, традиционно высокоприбыльных, в инновационные (высокотехнологичные) проектыс перспективной квазиприбыльностью

- Профессиональное венчурное (рисковое) финансирование -возможности в России?

- Государственное целевое финансирование. Такое финансирование распространяется на наиболее социально и экономически значимые проекты.

По нашему мнению, оно должно быть нацелено на финансирование первых трех затратных фаз инновационно-инвестиционного цикла.

 

Возможные варианты государственного участия:

- государственное финансирование знаний, фундаментальных научных исследований

В сфере налогообложения:

- освобождение от налоговых затрат на НИОКР, налоговые каникулыдля перспективных инновационных проектов

- предоставление льготного налогового кредита на нормативный период

- прогрессивная шкала налогообложенияс выделениемфонда развития

В таможенной сфере:

- освобождение от пошлин (импорта, экспорта)

- специальный таможенный режим

Особые рентные платежи (ресурсы):

- национальная рента

- экологическая рента

- технологическая квазирента Нацпроектов

Варианты изъятия квазиренты в целях венчурного финансирования инновационных проектов:

- доход от инновационных проектов аккумулируется в бюджете и распределяется по усмотрению чиновников. Практика показала несостоятельность.

- доходы от инновационных проектов аккумулируются на субсчетах. Не работает, финансисты против. Обособление части (с учетом коэффициента инновационности) доходов, полученных от инновационных проектов в специализированных инвестиционных фондах.

Вопросы: Кто должен делать? На какой стадии? Каким образом.

- финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), в части, предусматривающих инновационный результат.

Для смешанного финансирования рыночного сектора возможны:

- полное или частичное государственное возмещение затрат коммерческих банков, осуществляющих финансирование рисковых инновационных проектов

- формирование смешанных государственно-частных венчурных фондов

- распределение рисков финансирования инновационных проектов между: государством, инвестиционными, и страховыми компаниями

- госинвестиции в особые целевые проекты с постепенным увеличением доли внебюджетных источников

- льготное государственное кредитование особых инновационных проектов

- государственная подготовка и переподготовка кадров в сфере высоких технологий

- льготное разрешительное законодательное обеспечение инновационной деятельности (без лицензий, сертификации(на первом этапе))

Главное– В должностных инструкциях чиновников всех уровней первым пунктом должна быть занесена запись:

– ВСЕМЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ИННОВАЦОННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, предусматривающая ответственность за исполнение.