И именно конкуренция мотивирующая рисковую деятельность предпринимателя становится основным инструментом развития рынка.

Итак, конкурировать на рынке могут только предпринимательские структуры под организующим началом талантливых в производственно-хозяйственном отношении организатором производства.

Предприниматель – центральная фигура постиндустриального общества, социальный инженер нового типа. В своей деятельности он использует разнообразные бизнесы не как источники прибыли, а как элементы конструктора для создания предпринимательских схем. Ошибки сопровождаемые рисками становятся очевидными.

Как пишет Джордж Сорос, «предприниматель не играет по установившимся правилам – он либо создает новые, либо предугадывает изменение правил со стороны регулирующих органов и играет на опережение»[4]. Таким образом, если в новом деле нет общественной новизны (то есть оно ново только для хозяина бизнеса, которым он раньше не занимался), то к предпринимательству оно не относится.

Предприниматель создает совершенно новые схемы, уникальные и незаметные для окружающих, поэтому и сверхэффективные. «Как только ноу-хау раскрыто, отдача от нее падает, сама она перестает быть уникальной и невидимой, рутинизируется и теряет качество, настоящий предприниматель без сожаления оставляет ее (продает, сдает в аренду или попросту отбрасывает) и принимается за разработку новой, которая, в частности, может включать старую в качестве одного из элементов».

Истинный предприниматель - не тот, кто единожды изобрел новую схему и всю жизнь пытается выжимать из нее убывающие дивиденды. Он - тот, кто постоянно занимается созданием новых схем, постоянный процесс их конструирования составляет саму суть предпринимательского типа деятельности.

В реальности вместо четкой границы между «бизнесменом» и «предпринимателем» обнаруживается широкий спектр переходных и смешанных форм. Например,российский коммерсант может искренне считать себя бизнесменом, тщательно копирующим западные формы бизнеса и «один к одному» переносящим их на нашу почву. Однако перенос рыночных форм в нерыночную (неконкурентную среду) среду (где еще и сам тип «нерыночности» существенно меняется от региона к региону) представляет собой предпринимательскую задачу высокого уровня сложности. Каждую из таких внедряемых форм приходится обстраивать целой системой дополнений, щитов и прочих оболочек из подручного социального материала.

Малое предпринимательство в развитии экономики подвержено наибольшим рискам.

Хотя «лицо» любого развитого государства формирует крупный капитал и крупные корпорации, подлинной основой жизнистран с рыночной экономикой является малое предпринимательство.