Тема 2. Становление международного аудита

Место аудита в системе экономических отношений.

Во всех экономически развитых странах аудиту придается большое значение, так как он ориентирован на собственников, которым и представляется аудиторское заключение. Кроме аудита финансовой отчетности востребованы сопутствующие аудиту услуги: обзорная проверка, консультирование, составление отчетности и др.

В условиях развитых экономических отношений целью аудита не является поиск конкретных ошибок и отклонений. Цель аудита (как признают сегодня аудиторы развитых стран) – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов, требования к которым сформулированы в таких регламентирующих документах, как Правила или Стандарты аудита.

Современные экономисты конца XX–начала XXI в. отмечают возникновение кризиса в аудите, которое выражается во все возрастающем недоверии к мнению аудиторов об отчетности. Кроме того, заключения аудиторов по отчетности подтверждают лишь то, что происходило на предприятии несколько месяцев назад, а за время проверки вся хозяйственная деятельность могла претерпеть значительные изменения. Такие мнения звучат убедительно, однако отсутствие мнения о достоверности отчетности усиливают риски недобросовестности и злоупотреблений управляющих.

Исторически аудит представлял собой ревизию. Более чем за 150 лет аудит прошел качественные стадии развития: от детальной проверки финансово‑хозяйственной деятельности и правильности счетов бухгалтерского учета компаний до стандартной методологии, обеспечивающей определенную степень качества аудита.

Аудит и сопутствующие ему услуги имеют признание во всех экономически развитых странах в связи с тем, что недостоверная отчетность не имеет для пользователя экономического смысла и может вызвать финансовые потери. Аудиторы признают «достоверной» финансовую отчетность, отвечающую требованиям МСФО. Аудиторы и бухгалтеры, являясь лицами бухгалтерской профессии, объединены в МФБ с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.

Вопросы для закрепления темы:

1 История аудита в древности

2 Аудит в средние века

3 Аудит в капиталистических странах

4 Становление современного аудита

 

Основные вопросы темы:

1. История становления современного аудита.

2. Информационные потребности пользователей аудита.

3. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности

4. Взаимосвязь МСФО и МСА.

Цель занятия: Дать общее представление об истории становления международного аудита, этапах его развития, необходимости и становлении аудиторской деятельности. Ознакомить студентов с этапами развития современного аудита в древности и в эпоху развития капитализма.

Литература:

5. David O'Regan International Auditing: Practical Resource Guide / John Wiley & Sons, 2003

6. Ножкина Т.В. Международный аудит: Учебное пособие / Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. – 127с.

7. Галузина С. М., Пупшис Т. Ф. Международный учет и аудит / Краткий курс, С-Пб.: Питер, 2011. – 182с.

Условно можно выделить пять периодов становления аудита.

Первый период:в 1844 г. в Англии вышел ряд законов, предусматривающих проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов перед акционерами, затем были приняты законы об обязательном аудите и в других странах, например во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г.

Второй период(1850–1905). Первоначально задачи аудиторов мало отличались от задач ревизии – контроль эффективности деятельности предприятия, обнаружение ошибок. С развитием фондового рынка, формированием профессии «бухгалтер» возникла профессия «аудитор». США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм, впоследствии вошедших в «большую пятерку».

Третий период(1905–1933) характеризуется массовым созданием гигантских концернов, полным разрывом интересов собственников и наемных работников – управляющих, возникновением бухгалтерской науки и изменением методологии аудита. Акцент был сделан не на исследовании ошибок, а на эффективности внутреннего контроля, применении статистических выборок.

Четвертый период(1933–1940) характеризуется усилением требований к качеству аудита, усилением влияния Нью‑Йоркской биржи и ее требований обязательности аудита отчетности. Появился метод «тестирования» в аудите, позволяющий обнаруживать намеренные ошибки в учете.

Пятый период(1940 – по настоящее время) начался со Второй мировой войны и продолжается по единым профессиональным стандартам. Основные требования, предъявляемые к аудиту в разных странах.

 

2. Информационные потребности пользователей аудита.Пользователями аудита являются лица, заинтересованные в достоверности готовой продукции системы развития: от детальной проверки финансово‑хозяйственной деятельности и правильности счетов бухгалтерского учета компаний до стандартной методологии, обеспечивающей определенную степень качества аудита. Определение различных групп пользователей и их информационных нужд уточняет природу востребованности аудита (мнения аудитора) и сопутствующих услуг (табл. 1).