Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое охватывает диапазон 5—10 и более лет, тактическое — 2—4 года и оперативное — в течение одного года. Планирование связано с выработкой целей организации, согласованных с целями развития внутренней и внешней среды (работника, рынка, общества). Каждая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения (рис. 4.8).

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Этот принцип реализует достаточные условия закона.

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Этот принцип реализует необходимые условия закона.

Практика использования закона согласно принципу планирования руководителя должен составить бизнес-план, план развития организации, сформулировать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапах внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и, возможно, и на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации руководителю необходимо наладить хорошую информационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных координирующих решений. Принцип полноты требует от руководителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определенная инфраструктура с соответствующим обеспечением.

Вся работа консультантов в области организационных систем практически сводится к достижению гармонии, т. в. к возвращению организации в лоно системы. Напомним, что в системе есть общая цель для всех (конкретные цели могут быть разные), управленческая иерархия, оптимальное количество элементов и взаимосвязь между ними (не должно быть лишних элементов). Руководители организаций иногда не замечают отдельных отклонений их организаций от системы. Эти отклонения, чаще происходят при приеме новых работников, закупке новой техники, реорганизации и т.д. Новых работников не всегда посвящают в содержание главной цели (миссии) организации. В результате модернизации ряд подразделений может резко изменить техническую оснащенность, что всегда вызывает затруднение связей и т.д.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечении требуемой

их пропорции.