Бизнес-планирование

Бизнес-план может составляться как при создании собственного дела (бизнеса), так и для уже действующего предприятия при освоении новых видов продукции, новых технологий, новых видов услуг, для моделирования будущего развития предприятия.

Бизнес-планирование выполняет следующие функции:

– разработку общей концепции развития предприятия;

– собственно планирование, которое дает возможность оценивать и контролировать развитие основной деятельности предприятия;

– привлечение денежных средств (ссуды, кредита) со стороны;

– привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего предприятия, проанализированы все риски, с которыми оно может столкнуться, и определены способы решения проблемы.

Бизнес-план может разрабатываться по следующей форме:

1 Титульный раздел. Содержит наименование документа, название проекта, профиль предприятия (или ситуацию, для которой разрабатывается бизнес-план), ФИО разработчиков, реквизиты предприятия.

2 Резюме, отражает суть предпринимательского проекта. В резюме указываются:

– суть и эффективность проекта;

– общие сведения о фирме;

– команду управления;

– план действий;

– источники финансирования;

– план и гарантии возврата инвестиций;

3 Описание предприятия и отрасли. Характеризует текущее состояние, организационную структуру, достижения предприятия, место на рынке, основных клиентов и партнеров.

4 Клиентура. Определяется для какой клиентуры предприятие выпускает свою продукцию. Устанавливаются критерии сегментации и потребительские сегменты фирмы. Дается детальное описание потребителей и условия приобретения продукции предприятия, а также возможная оценка этой продукции.

5 Описание продукции (услуги). Задаются параметры товарной политики фирмы. При большом ассортименте продукции разбивается на товарные группы. Определяется принцип товарной сегментации и оптимальное число товарных групп; между ними устанавливаются взаимосвязи.

6 План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения товаров:

– требования к потребительским свойствам товара;

– конкуренция;

– рынок сбыта;

– цена продукции;

– каналы сбыта;

– стратегия продвижения на рынок;

– ценовая политика.

7 Производственный план. Устанавливаются параметры производственной политики предприятия, определяется его производственная мощность, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.

8 Организационный план. Отражает кадровое и правовое обеспечение проекта, наличие государственной поддержки и льгот, определяет порядок реализации проекта. Составляется план организационных мероприятий по привлечению партнеров, найму персонала и установлению управленческой структуры, указывается порядок реализации проекта. В организационном плане указывается следующая информация:

– команда управления и ведущие специалисты;

– кадровое обеспечение;

– правовое обеспечение;

– партнеры по реализации проекта;

– государственная поддержка и льготы;

– организационная структура реализации проекта;

– график реализации проекта;

– характеристика активов.

9 Финансовый план, включает в себя:

– нормативы для финансово-экономических расчетов (платежи, налоги, инфляция и издержки);

– расходы на персонал;

– прямые расходы на производство;

– прямые расходы на материалы;

– финансовые потоки.

В этом разделе бизнес-плана составляют:

– калькуляцию себестоимости продукции;

– смету затрат на проект;

– отчет о прибылях и убытках;

– прогнозный баланс.

10 Направленность и эффективность. В данном разделе должны быть указаны:

– направленность проекта (экспорт, создание новых рабочих мест, энергосбережение, экология);

– значимость (масштабность) проекта;

– показатели эффективности реализации проекта (срок окупаемости, прибыль, рентабельность).

11 Риски и гарантии. В данном разделе должно быть указано следующее:

– риски предприятия и меры предупреждения;

– форс-мажорные обстоятельства;

– гарантии инвесторам и партнерам.

12 Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты, имеющие вспомогательное значение. Это могут быть план расположения фирмы, ее дизайн, проекты контрактных соглашений, результаты анкетирования потенциальных клиентов, технические характеристики оборудования и пр.