Бизнес-планирование
Бизнес-план может составляться как при создании собственного дела (бизнеса), так и для уже действующего предприятия при освоении новых видов продукции, новых технологий, новых видов услуг, для моделирования будущего развития предприятия.
Бизнес-планирование выполняет следующие функции:
– разработку общей концепции развития предприятия;
– собственно планирование, которое дает возможность оценивать и контролировать развитие основной деятельности предприятия;
– привлечение денежных средств (ссуды, кредита) со стороны;
– привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего предприятия, проанализированы все риски, с которыми оно может столкнуться, и определены способы решения проблемы.
Бизнес-план может разрабатываться по следующей форме:
1 Титульный раздел. Содержит наименование документа, название проекта, профиль предприятия (или ситуацию, для которой разрабатывается бизнес-план), ФИО разработчиков, реквизиты предприятия.
2 Резюме, отражает суть предпринимательского проекта. В резюме указываются:
– суть и эффективность проекта;
– общие сведения о фирме;
– команду управления;
– план действий;
– источники финансирования;
– план и гарантии возврата инвестиций;
3 Описание предприятия и отрасли. Характеризует текущее состояние, организационную структуру, достижения предприятия, место на рынке, основных клиентов и партнеров.
4 Клиентура. Определяется для какой клиентуры предприятие выпускает свою продукцию. Устанавливаются критерии сегментации и потребительские сегменты фирмы. Дается детальное описание потребителей и условия приобретения продукции предприятия, а также возможная оценка этой продукции.
5 Описание продукции (услуги). Задаются параметры товарной политики фирмы. При большом ассортименте продукции разбивается на товарные группы. Определяется принцип товарной сегментации и оптимальное число товарных групп; между ними устанавливаются взаимосвязи.
6 План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения товаров:
– требования к потребительским свойствам товара;
– конкуренция;
– рынок сбыта;
– цена продукции;
– каналы сбыта;
– стратегия продвижения на рынок;
– ценовая политика.
7 Производственный план. Устанавливаются параметры производственной политики предприятия, определяется его производственная мощность, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.
8 Организационный план. Отражает кадровое и правовое обеспечение проекта, наличие государственной поддержки и льгот, определяет порядок реализации проекта. Составляется план организационных мероприятий по привлечению партнеров, найму персонала и установлению управленческой структуры, указывается порядок реализации проекта. В организационном плане указывается следующая информация:
– команда управления и ведущие специалисты;
– кадровое обеспечение;
– правовое обеспечение;
– партнеры по реализации проекта;
– государственная поддержка и льготы;
– организационная структура реализации проекта;
– график реализации проекта;
– характеристика активов.
9 Финансовый план, включает в себя:
– нормативы для финансово-экономических расчетов (платежи, налоги, инфляция и издержки);
– расходы на персонал;
– прямые расходы на производство;
– прямые расходы на материалы;
– финансовые потоки.
В этом разделе бизнес-плана составляют:
– калькуляцию себестоимости продукции;
– смету затрат на проект;
– отчет о прибылях и убытках;
– прогнозный баланс.
10 Направленность и эффективность. В данном разделе должны быть указаны:
– направленность проекта (экспорт, создание новых рабочих мест, энергосбережение, экология);
– значимость (масштабность) проекта;
– показатели эффективности реализации проекта (срок окупаемости, прибыль, рентабельность).
11 Риски и гарантии. В данном разделе должно быть указано следующее:
– риски предприятия и меры предупреждения;
– форс-мажорные обстоятельства;
– гарантии инвесторам и партнерам.
12 Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты, имеющие вспомогательное значение. Это могут быть план расположения фирмы, ее дизайн, проекты контрактных соглашений, результаты анкетирования потенциальных клиентов, технические характеристики оборудования и пр.