И электроэнергию на себестоимость перевозок

Влияние норм расхода и цен на материалы, топливо

Экономия материальных ресурсов является одним из факторов снижения себестоимости перевозок и роста эффективности производства. В основе экономии материальных ресурсов лежат прогрессивные нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии на отдельные виды работ.

Степень снижения себестоимости перевозок в связи с изменением уровня материальных затрат зависит от доли материальных затрат в общей сумме эксплуатационных расходов и величины изменения норм расхода материалов, топлива, электроэнергии на единицу перевозок.

Рассмотрим, как нормы расхода материальных ресурсов влияют на себестоимость перевозок на примере расхода электроэнергии.

Предположим, что доля расходов на электроэнергию составляет b % в общей сумме эксплуатационных расходов, норма расхо­да электроэнергии снизилась на п %, т. е. составила (100 – n) %. В этом случае доля расходов на электроэнергию уменьшится и составит % первоначальной величины, а снижение себестоимости перевозок

, %. (3.9)

Снижение общей величины эксплуатационных расходов:

, руб. (3.10)

где Еэ– общая сумма расходов на электроэнергию, руб.

На величину себестоимости перевозок в части затрат на электроэнергию влияет также изменение цен на нее. Порядок определения степени влияния изменения цен на электроэнергию на себестоимость перевозок аналогичен способу нахождения влияния норм расхода. При одновременном изменении норм и цен расчеты усложняются. В таких случаях предварительно устанавливается коэффициент изменения расходов, учитывающий влияние обоих факторов. Для этого коэффициент, учитывающий изменение нормы расхода электроэнергии, умножают на коэффициент, учитывающий изменение цен.

Аналогичным образом определяют изменение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок при изменении норм и цен на материалы и топливо.