И себестоимости перевозок от их объема

Зависимость эксплуатационных расходов

Степень зависимости расходов и себестоимости перевозок от объема работы определяется соотношением удельного веса зависящих и условно-постоянных расходов.

Деление расходов на эти группы условно, так как в действительности все расходы зависят от объема работы, и нет таких расходов, которые в течение продолжительного периода времени и при любых обстоятельствах оставались бы неизменными. Тем не менее одни расходы меняются более или менее пропорционально объему работы, а изменение других замедленно (рис. 3.2).

Spl
Эз
Эпол
Энз
Э

Рис. 3.2. Зависимость эксплуатационных расходов от объема работы

Для решения большинства практических задач зависимость расходов от объема работы можно представить в виде линейной функции:

, (3.1)

где – полные расходы, тыс. руб.; – независящие расходы, тыс. руб.; – зависящие расходы, тыс. руб.; – зависящие расходы, приходящиеся на единицу объема работы, тыс. руб./тыс. т-км; – объем работы, тыс. т-км.

Деление расходов на зависящие и независящие приводит к тому, что себестоимость перевозок изменяется под влиянием объема работы. При условии линейной зависимости между расходами и объемом работы зависимость себестоимости от объема работы равна:

, (3.2)

, (3.3)

, (3.4)

где – себестоимость перевозок, руб./т-км.

 

Зависимость себестоимости от объема работы имеет обратно пропорциональную зависимость (рис. 3.3), т. е. с уменьшением объема работы себестоимость увеличивается, с увеличением – уменьшается. Причем изменение себестоимости происходит только за счет перераспределения независящих расходов на большое число единиц объема работы. Такое поведение себестоимости называется «эффектом масштаба».

 

 
 
 
 
 
Себестоимость в части зависящих расходов
Себестоимость в части независящих расходов
 
Spl
Снз
Cз
С
 

Рис. 3.3. Зависимость себестоимости от объема работы

 

Степень зависимости расходов от объема работы различается при раз­ной продолжительности периода анализа. Чем продолжительнее период и шире диапазон изменения размеров движения, тем больше доля зависящих расходов.

За короткий период, когда размеры движения меняются незначительно, численность работников и техническая оснащенность железных дорог остаются стабильными, изменяются только расходы, непосредственно связанные с работой и текущим ремонтом подвижного состава. При этом изменение ряда групп расходов проявляется только в последующих периодах. Например, расходы на текущее содержание пути не совпадают с процессом износа, а находят отражение в финансовой отчетности через определенный промежуток времени.

При рассмотрении изменения расходов за длительный период, когда рост размеров движения вызывает развитие технических средств железных дорог, переход их подразделений в более высокую категорию и т. д., круг зависящих расходов расширяется. Обратный процесс, но с некоторым замедлением, имеет место при спаде перевозок.

Поэтому принято различать расходы, зависящие от объема работы в текущем (краткосрочном) и в перспективном (долгосрочном) периоде.

Данные текущего периода используются для анализа и оперативной оценки результатов работы, для прогнозирования расходов на относительно небольшой период (не более года). Однако изменение расходов в те­кущем периоде надо различать в двух временных разрезах: для годового и внутригодового (месяц, квартал) периода. Например, при колебаниях размеров движения невозможно оперативно, в течение какого-либо месяца изменить инвентарный парк локомотивов. Об этом можно говорить только с позиции годового периода анализа.

Деление расходов на зависящие и независящие для долгосрочного периода применяется для оценки вариантов развития железных дорог, их технического перевооружения или других мероприятий, имеющих перспективный характер и, как правило, требующих инвестиций, а также для целей формирования прейскурантных тарифов, действие которых рассчитано на длительный срок.

Степень зависимости расходов от объемов работы принято выражать в процентах через доли зависящих расходов.