Влияющих на расходы и себестоимость перевозок

Классификация факторов,

ВЛИЯЮЩИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,

Разнообразие факторов, влияющих на расходы и себестоимость перевозок, их взаимосвязь делают сложным процесс изучения закономерности и зависимости расходов от объема и условий работы дорог. Для решения этой задачи применяется системный подход, позволяющий комплексно изучать и оценивать взаимосвязь различных факторов. Величина эксплуатационных расходов железных дорог непосредственно зависит от объема и характера перевозок, условий работы дорог, от качественных показателей работы подвижного состава, степени совершенства техники и технологии производства, от форм и методов управления всеми видами деятельности предприятия.

Факторы, влияющие на себестоимость перевозок, условно можно подразделить на 3 группы [12] (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Факторы, влияющие на себестоимость перевозок

 

Факторы, действующие на уровне государства, не зависят от усилий работников железнодорожного транспорта, а зависят от общего экономического положения страны и благосостояния народа.

Эти факторы влияют на размер и структуру объема перевозок, их неравномерность, на дальность перевозок грузов и пассажиров, структуру расходов по элементам затрат. В целом, эта группа факторов оказывает существенное влияние и на размер инвестиций в развитие материально-технической базы железных дорог, обновление основных фондов.

Факторы, действующие на уровне отрасли (внутриотраслевые) зависят от характера, условий, организации и качества работы железных дорог, на них железнодорожный транспорт может влиять непосредственно.

Внутриотраслевые факторы можно подразделить на 4 группы.

 

 

1.Факторы, определяющие объем и характер перевозок:

· Густота перевозок (приведенный грузооборот в расчете на 1 км эксплуатационной длины). Рост густоты перевозок в пределах оптимального заполнения пропускной способности железнодорожных направлений приводит к снижению себестоимости перевозок в части условно-постоянных расходов за счет того, что их величина при изменении густоты не изменяется либо изменяется незначительно. Рост густоты перевозок свыше оптимального уровня приводит к значительному увеличению числа сбоев в работе, ухудшает качественные показатели работы железнодорожного транспорта и способствует росту себестоимости перевозок.

· Соотношение грузовых и пассажирских перевозок на дорогах. Поскольку себестоимость пассажирских перевозок более чем в 3 раза выше себестоимости грузовых, повышение доли пассажирских перевозок приводит к росту себестоимости 10 приведенных тонно-километров.

Себестоимость грузовых перевозок зависит от следующих факторов:

– структуры перевозок по видам грузов, так как для перевозок грузов разных видов используются разные типы вагонов с разными нормами технической загрузки, в ряде случаев применяется специализированный подвижной состав, и выполняются специальные операции, например промывка и пропарка цистерн перед подачей их под погрузку;

– порожнего пробега вагонов, увеличение которого приводит к росту расходов и является непроизводительным;

– пробега локомотивов в одиночном следовании, который также является непроизводительным и приводит к росту расходов;

– структуры перевозок грузов по видам перевозок. Себестоимость перевозок грузов в местном сообщении значительно выше себестоимости транзитных перевозок за счет дополнительных расходов по начально-конечным операциям, маневровой работе, а также за счет снижения производительности вагонов и локомотивов в местном сообщении;

– структуры перевозок грузов по категориям поездов. Себестоимость перевозок грузов сборными, передаточными и вывозными поездами значительно выше себестоимости перевозок прямыми поездами вследствие ухудшения качественных показателей использования подвижного состава, количества станций, осуществляющих формирование, переформирование и расформирование поездов, так как это оказывает влияние на объем маневровой работы и расходы по ее выполнению;

– дальности перевозок по дорогам, влияющей на соотношение расходов по начально-конечной и движенческой операциям в структуре расходов по перевозкам и на уровень себестоимости перевозок.

Себестоимость пассажирских перевозок определяется следующими факторами:

– структурой перевозок по категориям поездов: себестоимость перевозок в скорых поездах выше за счет более высоких энергетических затрат, более низкой населенности и более высокой цены вагонов;

– соотношением пригородных и дальних перевозок;

– неравномерностью перевозок во времени, что требует содержания дополнительных постоянных устройств и парков подвижного состава.

2.Факторы, связанные с природно-климатическими условиями и месторасположением дороги:

· План и профиль пути, определяющие весовые нормы поездов, скорости движения, энергетические затраты, количество разгонов и торможений.

· Количество и виды искусственных сооружений (мостов, путепроводов, труб и т. п.), влияющие на расходы по их амортизации, содержанию и ремонту.

· Среднегодовая температура, от уровня которой зависят затраты энергетические, на отопление зданий, а в отдельных случаях – расходы на обслуживание подвижного состава.

· Необходимость снего-, водо-, пескоборьбы, что также приводит к росту расходов.

· Цены энергоресурсов, значительно различающиеся по регионам.

· Необходимость повышения оплаты труда в районах с суровыми природно-климатическими условиями.

3. Факторы, определяющие техническое вооружение железных дорог:

· Доля в эксплуатационной длине одно-, двух- и многопутных линий. При нормальных условиях эксплуатации пропускная способность двухпутных линий примерно в четыре раза выше, чем однопутных, следовательно, каждый путь эксплуатируется примерно в два раза интенсивнее. Улучшаются качественные показатели использования подвижного состава: скорость движения поездов, в ряде случаев весовые нормы и другое, что приводит к снижению себестоимости перевозок примерно на 20–30 %.

· Структура перевозок по видам тяги; при электровозной тяге себестоимость ниже, чем при тепловозной примерно на 25–30 % за счет более высоких скоростей движения поездов и весовых норм, а также за счет более низкой цены локомотивов в расчете на единицу мощности.

· Структура локомотивного парка по сериям, так как от этого зависят весовые нормы поездов, расходы на эксплуатацию, содержание, ремонт и обслуживание локомотивов.

· Техническая вооруженность хозяйства пути: укладка тяжелых, термически упрочненных длинномерных типов рельсов, железобетонных шпал, щебеночного балласта сокращает расходы на текущее содержание пути и одиночную замену материалов верхнего строения пути. За счет повышения устойчивости повышаются скорости движения поездов, осевые нагрузки, что позволяет использовать более мощные локомотивы, при этом удельные энергетические затраты снижаются. С другой стороны, применение тяжелых типов верхнего строения пути приводит к росту амортизационных отчислений.

4. Факторы, определяющие качество работы коллективов дорог.

Эта группа факторов включает состояние и качество кадровой политики, систему организации и мотивации труда; численность контингента, его квалификацию, технически обоснованные нормы выработки и др.

Влияние этой группы факторов проявляется в росте производительности труда, снижении расходов по фонду оплаты труда, улучшении материального и социального положения работников. Качество работы коллективов дорог может быть оценено через качественные показатели использования подвижного состава, величины которых по отдельным дорогам значительно различаются.

При оценке влияния различныхфакторов на себестоимость перевозок необходимо учитывать, что они находятся во взаимодействии.Существует корреляционная зависимость между технической оснащенностью и уровнем качественных показателей использования подвижного состава и т. д. В связи с этим необходим комплексный подход к оценке влияния отдельных факторов на расходы железных дорог.

Актуальной иострой экономической проблемой в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов и высокой степени износа основных средств железных дорог является изучение связи эксплуатационных расходов с основными фондами железных дорог, степени их взаимного влияния на отдельные статьи расходов, особенно по активной группе основных фондов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эксплуатационные расходы железных дорог и себестоимость перевозок, является объем перевозок.