Калькуляция себестоимости перевозок грузов и пассажиров

 

При составлении планов эксплуатационной деятельности по сети железным дорогам и отделениям дорог определяют себестоимость 10 приведенных тонно-километров делением общей суммы эксплуата­ционных расходов на приведенную продукцию (формула 2.1).

Приведенные тонно-километры определяются суммированием тонно-километров (тарифных для сети и железных дорог и эксплуатационных для отделений дорог) и пассажиро-километров. При этом пробег багажа и почты в приведенные тонно-километры не включается. В пассажиро-километрах учитывается перевозка всех пассажиров, в том числе и по бесплатным железнодорожным билетам.

Приведенная продукция является величиной условной, так как она не учитывает различий в расходах, приходящихся на единицу грузовых и пассажирских перевозок, в их трудоемкости, фондоемкости, в размерах качественных показателей использования подвижного состава.

Себестоимость перевозок грузов и пассажиров не одинакова. В настоящее время в среднем по сети железных дорог себестоимость пассажирских перевозок (во всех сообщениях и видах тяги) в 3,1 раза выше, чем грузовых.

При планировании и анализе производственно-финансовой деятельности в годовом и внутригодовом периодах себестоимостью приведенных тонно-километров можно пользоваться только в тех случаях, когда доля грузовых и пассажирских перевозок по плану и отчету существенно не изменяется. В остальных условиях необходимо учитывать влияние изменения удельного веса пассажирских и грузовых перевозок на себестоимость приведенной продукции.

Для решения многих технико-экономических и практических задач отрасли – обоснования уровня тарифов, анализа производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта, оценки эффективности введения новой техники, прогрессивных технологий работы и т. д. – необходимо определять отдельно себестоимость грузовых и пассажирских перевозок – как среднюю их величину, так и для конкретных условий выполнения этих перевозок.

Для определения средней величины себестоимости 10 тонно-километров и 10 пассажиро-километров составляют калькуляцию себестоимости по видам перевозок.

Исходными данными для расчетов являются расходы отделений железных дорог по статьям номенклатуры расходов (отчет формы 6-жел) и величины измерителей эксплуатационной работы.

Расходы на грузовые и пассажирские перевозки распределяются тремя способами.

Первый способ.Часть расходов непосредственно относят на грузовые или пассажирские перевозки. Это прямые расходы.

К прямым относится только часть специфических для каждого хозяйства расходов.

Например, что касается грузовых перевозок, то в состав прямых входят расходы:

– по хозяйству грузовой и коммерческой работы;

– маневровой работе, по приему и отправлению поездов на специаль-ных грузовых и сортировочных станциях;

– работе поездных локомотивов в грузовом и хозяйственном движении, их текущему ремонту и техническому обслуживанию, а также расходы на капитальный ремонт и амортизацию;

– текущему и деповскому ремонту, техническому осмотру; капитальному ремонту и амортизации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД»;

– по специализированным вагонам – по подготовке цистерн под налив, приспособлению грузовых вагонов для специальных перевозок, промывке крытых и изотермических вагонов и др.;

– отчислениям в резерв на капитальный ремонт подъездных путей и их амортизации;

– текущему ремонту зданий и сооружений хозяйства грузовой и коммерческой работы;

– техническому обслуживанию устройств механизированных и автоматизированных горок и др.

Второй способ.Часть специфических для отраслевых хозяйств расходов распределяется по видам перевозок пропорционально различным измерителям эксплуатационной работы: локомотиво-километрам в голове поездов и в одиночном следовании, приведенным тонно-километрам брутто, маневровым локомотиво-часам, приведенным вагоно-километрам и др. Очень важно обоснованно выбрать измеритель, определяющий величину расходов отдельных статей, а также определить коэффициент приведения, отражающий затраты этого измерителя по грузовым и пассажирским перевозкам.

Например, расходы хозяйства перевозок по статье «Маневровая работа на остальных станциях» распределяют пропорционально измерителю «приведенные вагоно-километры». Величину измерителя рассчитывают суммированием вагоно-километров грузовых вагонов и вагоно-километров пассажирских вагонов (без электропоездов и дизель-поездов), умноженных на коэффициент приведения, принимаемый в настоящее время равным 0,05. Этот коэффициент учитывает меньшие затраты маневровой работы с пассажирскими вагонами по сравнению с грузовыми.

Расходы по текущему содержанию главных путей и постоянных уст­ройств, одиночной смене материалов верхнего строения главных путей и их амортизации распределяются по видам перевозок пропорционально приведенным тонно-километрам. Приведенные тонно-километры брутто определяются как сумма тонно-километров брутто в грузовом и тонно-километров брутто в пассажирском движении, умноженных на коэффи­циент приведения, который равен 0,8.

Расходы по приему и отправлению поездов на станциях, охране пути и снегоборьбе, по содержанию и ремонту устройств СЦБ и связи и другие распределяют по видам перевозок пропорционально вагоно-километрам во главе поездов и в одиночном следовании.

Пропорционально локомотиво-часам распределяют расходы по со­держанию и ремонту маневровых локомотивов, текущему содержанию, ремонту и амортизации станционных путей, одиночной смене материа­лов верхнего строения станционных путей.

Третий способ. Этим способом распределяются расходы, общие для всех мест возникновения затрат, общехозяйственные и расходы отделения дороги. Их рассчитывают пропорционально ранее распределенной по видам перевозок заработной плате производственного персонала по каждому хозяйству.

Суммированием расходов всех хозяйств и расходов отделения дороги, распределенных по видам перевозок, получают общую величину расходов, отнесенных на грузовые и пассажирские перевозки. Разделив полученные расходы соответственно на тонно-километры эксплуатационные и пассажиро-километры, определяют себестоимость грузовых и пассажирских перевозок.