Железнодорожных предприятий
Планирование текущих расходов
Планирование эксплуатационных расходов является важнейшим условием эффективного управления железнодорожным транспортом.
Существуют два полярных метода планирования эксплуатационных расходов: «от достигнутого» и на основе натуральных нормативов затрат ресурсов на конкретные операции и виды работ и тендерных цен ресурсов.
Планирование «от достигнутого» расходов, как и любого другого показателя, имеет ряд отрицательных черт:
· базируется на фактических расходах предыдущего периода, часть которых являются нерациональными;
· является более напряженным для более экономных подразделений отрасли и менее напряженным для тех, кто в отчетном периоде допустил завышение расходов;
· не стимулирует дополнительную экономию расходов, так как каждый фактически сэкономленный рубль означает адекватное снижение эксплуатационных расходов подразделения и базирующегося на них финансирования в следующем плановом периоде.
Несмотря на указанные отрицательные черты, от этого подхода к планированию расходов нельзя отказаться, так как, с одной стороны, уровень расходов предшествующего периода – объективный факт, игнорировать который невозможно вне зависимости от отношения к нему, а с другой – не существует эффективных методов планирования текущих расходов, полностью свободных от использования фактических показателей предшествующего периода.
Текущие расходы железнодорожных предприятий планируются исходя из предстоящего объема перевозок и других работ и услуг с учетом намечаемого технического перевооружения, наиболее эффективного использования подвижного состава и других технических средств, применения ресурсосберегающих технологий, использования резервов сокращения затрат труда, экономии материалов, топлива, электроэнергии, а также проведения мероприятий по ликвидации непроизводительных расходов.
Планирование эксплуатационных расходов осуществляется по однородным видам затрат, т. е. по экономическим элементам.
Фонд оплаты труда планируется по потребному контингенту работников и среднемесячной заработной плате одного работника.
Численность работников определяется четырьмя способами:
1) по объему работы и нормам выработки;
2) по объему работы и трудоемкости единицы работы;
3) по количеству обслуживаемых объектов и нормам работников на один объект;
4) по количеству предприятий и штатным расписаниям.
В отраслевых структурных подразделениях численность работников рассчитывается в явочном и списочном составах.
Списочная численность для рабочих всех профессий:
, (1.1)
где – численность работников определенной производственной группы или профессии, чел.; – коэффициент замещения работников, находящихся в отпуске, отсутствующих по болезни, исполняющих государственные обязанности и т. д.
Плановый фонд оплаты труда по отдельным производственным группам и профессиям:
, (1.2)
где – среднемесячная заработная плата одного работника, руб.; – коэффициент, учитывающий оплату труда за непроработанное время и включающий оплату отпусков, времени исполнения государственных обязанностей и др.
Размер среднемесячного заработка устанавливается исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий. Выплаты работникам за дни болезни не входят в фонд заработной платы, так как они производятся из фонда социального страхования.
Отчисления на социальные нуждыпланируются по установленным законодательством нормам страховых взносов в процентах от фонда оплаты труда – в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, по элементу «Отчисления на социальные нужды» учитываются начисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профилактику профзаболеваний.
Расходы на топливо электроэнергию, материалыпланируют по величине этих видов ресурсов, необходимой для выполнения планового объема перевозок (видов работ, услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется четырьмя способами:
– по заданному объему работы и нормам на единицу измерителя;
– по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного работника;
– по количеству устройств и оборудования и нормам затрат на единицу оборудования;
– по числу предприятий и укрупненным нормам затрат на каждое из них.
Например, расходы на топливо (электроэнергию) для тяги поездов планируют на основе объема работы в тонно-км брутто вагонов , средней нормы расхода топлива (электроэнергии) на 10 000 тонно-км брутто и цены 1 кг условного топлива или 1 кВт·ч электроэнергии :
. (1.3)
По тем статьям расходов, где не представляется возможным использовать нормативный метод расчета расходов на материалы и другие затраты, используют отчетные данные с их корректировкой применительно к условиям планируемого периода [14].
Планирование амортизационных отчисленийосуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из срока его полезного использования или среднегодовой нормой амортизации для группы однородных объектов.
Налоговым кодексом определено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении линейного метода начисления, наиболее применяемого на практике, норма амортизации определяется по каждому объекту основных средств по формуле:
,(1.4)
где К – норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта основных средств; n – срок полезного использования, в месяцах.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и ускоренной нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
, (1.5)
где К – норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества; n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, в месяцах.
При планировании движения основных средств необходимо учитывать, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию, и прекращается в следующем месяце после полного списания стоимости или выбытия объекта.