Железных дорог

Сущность и классификация текущих расходов

ПО ВИДАМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

Сущность и состав расходов организации определены рядом нормативных документов [5, 7, 8, 9].

На железнодорожном транспорте учет расходов ведется согласно «Номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО РЖД» по целевому назначению (статьям номенклатуры) и экономическим элементам (элементам затрат) [6].

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы.

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь, расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические и общепроизводственные. В основные специфические расходы включаются расходы, связанные либо с определенным видом работ, либо с содержанием отдельных видов технических средств. Основные специфические расходы группируются по различным признакам: по статьям затрат, укрупненным видам работ, отраслевым хозяйствам, видам деятельности.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

· общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата

управления;

· расходы по содержанию аппарата управления.

В Номенклатуре расходов предусмотрена группировка расходов по следующим видам деятельности:

– грузовые перевозки;

– предоставление услуг инфраструктуры;

– предоставление услуг локомотивной тяги;

– пассажирские перевозки в дальнем следовании;

– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

– ремонт подвижного состава и др.

 

В соответствии с экономическим содержанием расходы группируются по следующим элементам затрат (группировка по элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат):

· Затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления и т. п.

· Отчисления на социальные нужды;

· Материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.

Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:

– материалы;

– топливо;

– электроэнергия;

– прочие материальные затраты.

· Амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов.

· Прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и пр.).

Специфика железнодорожного транспорта как отрасли и его продукция определяют особенности структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат:

1. Отсутствие расходов на сырье и вследствие этого низкий удельный вес расходов на материалы, которые расходуются только на содержание в исправном состоянии технических средств и реализацию ими эксплуатационных функций.

2. Более высокий, чем в промышленности, удельный вес затрат на оплату труда вследствие отсутствия сырьевой составляющей в себестоимости перевозок.

3. Высокая доля постоянных расходов.

4. Высокая стоимость постоянных устройств, что увеличивает удель-ный вес амортизационных отчислений и ремонтного фонда.

Структура эксплуатационных расходов ОАО «Российские железные дороги» по элементам затрат приведена в табл. 1.2.

 

 

Т а б л и ц а 1.2

Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД»

Элементы затрат Удельный вес расходов всего, % Удельный вес расходов по перевозкам, %
Затраты на оплату труда 29,8 29,7
Отчисления на социальные нужды 7,0 7,1
Материалы 15,2 14,9
Топливо 6,6 7,0
Электроэнергия 6,8 6,7
Прочие материальные затраты 9,5 8,6
Амортизационные отчисления 19,1 19,9
Прочие расходы 6,0 6,1
Итого 100,0 100,0

В зависимости от отнесения затрат на себестоимость продукции железнодорожного транспорта (по калькуляционному признаку) различают прямые расходы, связанные с производством одного вида продукции и непосредственно относящиеся к соответствующему виду перевозок (виду деятельности), и косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между видами перевозок пропорционально различным измерителям или ранее распределенным расходам.

В зависимости от отношения к объему работы (или размеров движения) выделяют зависящие и независящие (условно-постоянные) от объема работы расходы.

Деление расходов на зависящие и независящие имеет большое значение при планировании и анализе расходов, установлении тарифов на перевозку грузов и пассажиров, проведении различных технико-экономических расчетов.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся:

· затраты по обслуживанию займов и кредитов;

· расходы на организацию выпуска ценных бумаг;

· расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг;

· расходы (включая остаточную стоимость выбывающих активов), связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);

· курсовые разницы, возникшие при переоценке в установленном порядке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

· величина убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены;

· судебные расходы;

· расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.