Железных дорог
Сущность и классификация текущих расходов
ПО ВИДАМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Сущность и состав расходов организации определены рядом нормативных документов [5, 7, 8, 9].
На железнодорожном транспорте учет расходов ведется согласно «Номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО РЖД» по целевому назначению (статьям номенклатуры) и экономическим элементам (элементам затрат) [6].
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы.
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь, расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические и общепроизводственные. В основные специфические расходы включаются расходы, связанные либо с определенным видом работ, либо с содержанием отдельных видов технических средств. Основные специфические расходы группируются по различным признакам: по статьям затрат, укрупненным видам работ, отраслевым хозяйствам, видам деятельности.
Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:
· общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата
управления;
· расходы по содержанию аппарата управления.
В Номенклатуре расходов предусмотрена группировка расходов по следующим видам деятельности:
– грузовые перевозки;
– предоставление услуг инфраструктуры;
– предоставление услуг локомотивной тяги;
– пассажирские перевозки в дальнем следовании;
– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
– ремонт подвижного состава и др.
В соответствии с экономическим содержанием расходы группируются по следующим элементам затрат (группировка по элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат):
· Затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления и т. п.
· Отчисления на социальные нужды;
· Материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.
Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:
– материалы;
– топливо;
– электроэнергия;
– прочие материальные затраты.
· Амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов.
· Прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и пр.).
Специфика железнодорожного транспорта как отрасли и его продукция определяют особенности структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат:
1. Отсутствие расходов на сырье и вследствие этого низкий удельный вес расходов на материалы, которые расходуются только на содержание в исправном состоянии технических средств и реализацию ими эксплуатационных функций.
2. Более высокий, чем в промышленности, удельный вес затрат на оплату труда вследствие отсутствия сырьевой составляющей в себестоимости перевозок.
3. Высокая доля постоянных расходов.
4. Высокая стоимость постоянных устройств, что увеличивает удель-ный вес амортизационных отчислений и ремонтного фонда.
Структура эксплуатационных расходов ОАО «Российские железные дороги» по элементам затрат приведена в табл. 1.2.
Т а б л и ц а 1.2
Структура эксплуатационных расходов ОАО «РЖД»
Элементы затрат | Удельный вес расходов всего, % | Удельный вес расходов по перевозкам, % |
Затраты на оплату труда | 29,8 | 29,7 |
Отчисления на социальные нужды | 7,0 | 7,1 |
Материалы | 15,2 | 14,9 |
Топливо | 6,6 | 7,0 |
Электроэнергия | 6,8 | 6,7 |
Прочие материальные затраты | 9,5 | 8,6 |
Амортизационные отчисления | 19,1 | 19,9 |
Прочие расходы | 6,0 | 6,1 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
В зависимости от отнесения затрат на себестоимость продукции железнодорожного транспорта (по калькуляционному признаку) различают прямые расходы, связанные с производством одного вида продукции и непосредственно относящиеся к соответствующему виду перевозок (виду деятельности), и косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между видами перевозок пропорционально различным измерителям или ранее распределенным расходам.
В зависимости от отношения к объему работы (или размеров движения) выделяют зависящие и независящие (условно-постоянные) от объема работы расходы.
Деление расходов на зависящие и независящие имеет большое значение при планировании и анализе расходов, установлении тарифов на перевозку грузов и пассажиров, проведении различных технико-экономических расчетов.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся:
· затраты по обслуживанию займов и кредитов;
· расходы на организацию выпуска ценных бумаг;
· расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг;
· расходы (включая остаточную стоимость выбывающих активов), связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты);
· курсовые разницы, возникшие при переоценке в установленном порядке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
· величина убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
· убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены;
· судебные расходы;
· расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.