Товарные знаки и доменные имена

Самым распространенным видом нарушения прав владельцев товарных знаков является регистрация в качестве доменных имен таких обозначений, которые идентичны или сходны с товарными знаками других лиц. Это делается с целью получения дохода посредством использования чужой репутации либо продажи зарегистрированного адреса владельцу прав на товарный знак. Специфические для Интернета акты недобросовестной конкуренции проявляются в захвате адресных наименований, которые могут обрести одну из следующих четырех форм:

· компания обладает зарегистрированным на себя доменным именем, идентичным или сходным с товарным знаком или фирменным наименованием своего основного соперника;

· третье лицо регистрирует соответствующее доменное имя с намерением потребовать «выкуп» от потерпевшего – посредством продажи или сдачи в аренду соответствующего сетевого адреса (эта разновидность правонарушения получила наименование «киберзахват»);

· компания регистрирует большое число доменных имен для себя, чтобы воспрепятствовать вхождению в сетевой рынок своих соперников. Компания «Procter and Gamble», например, зарегистрировала с этой целью не менее 200 сетевых адресов;

· происходит использование чужого популярного товарного знака или фирменного наименования для личных целей.

Почти все, кроме киберзахватчиков, признают, что накапливание сетевых адресов с применением общеизвестных товарных знаков исключительно для их последующей продажи нетерпимо. В решении суда по делу One in a Million указано, например, что даже простая регистрация доменного имени без его последующего использования может расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. Это решение уже используется судами нескольких стран в качестве прецедента. В частности, компания Ford добилась судебного запрета использования ответчиком доменных имен типа «ford-quality.com», «jaquar-quality.com» и еще 50 аналогичных наименований.

Другим проявлением недобросовестной конкуренции является манипулирование товарными знаками с использованием метатэгов – ключевых слов из чужого товарного знака в составе обозначающего веб-сайт кода, который считывается компьютерной программой в процессе информационного поиска. Такой прием позволяет «оттянуть» на себя поисковые обращения, адресованные сайту конкурента. Поэтому суд запретил, например, компании «Calvin Designer Label» использовать знаки компании «Рlауboy» как в ее сетевом адресе (playboy.xxx.com), так и в машиночитаемых метатэгах.

Все сказанное о метатэгах можно отнести и к так называемому «словесному засорению», когда вводящие в заблуждение ключевые слова, представляющие товарный знак конкурента, используются не в «шапке» веб-страницы, а в ее тексте – для фиксации в процессе сетевого поиска. Подобные действия представляют собой недопустимое паразитирование на чужих достижениях.

Таким образом, используя ограниченные возможности действующих поисковых систем, фальсификаторы применяют товарный знак либо в качестве наименования сетевого адреса, либо непосредственно на страницах своего сайта: в гиперссылках, метатэгах, фреймах и других специфических формах обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернета, а также в виде рекламных слоганов.

Подключившись к сети Usenet, объединяющей в тематические дискуссионные группы или группы новостей миллионы людей со всего мира, фальсификатор может рассылать по электронной почте свои заманчивые предложения в сопровождении ключевых слов, напоминающих чужие товарные знаки.