Общие правила и методы размещения подземных сетей
Комплексное проектирование городских улиц и подземных сетей.
Городские улицы проектируют комплексно с проектированием всех подземных сетей, которые должны быть размещены в их пределах.
В целях создания наиболее оптимальных условий для размещения подземных сетей при проектировании улиц следует соблюдать следующие требования:
а) ширина улицы должна быть такой, чтобы было обеспечено размещение всех подземных сетей с соблюдением норм приближения или удаления их от тех или иных элементов улицы;
б) ширина тротуаров, полос зеленых насаждений и других элементов улицы принимается такой, чтобы удовлетворять условиям целесообразного размещения подземных сетей;
в) взаимное расположение элементов улицы обязательно должно обеспечить размещение поземных сетей в наименьших допустимых расстояниях от застройки;
г) расположение деревьев, кустарника, троллейбусных и осветительных мачт и другого оснащения улицы осуществляется непременно с учетом лучшего размещения подземных сетей.
Для размещения сетей могут служить, в первую очередь, тротуары и полосы зелени между ними и проезжими частями, во вторую очередь – проезжие части.
Для удобного размещения подземных сетей тротуары должны быть возможно более широкими.
Можно рекомендовать примерную ширину тротуаров в крупных городах для главных магистральных улиц в 5,5-8,5 м, районных магистральных улиц 4,5-6 м и жилых улиц 3 м.
Для размещения подземных сетей при проектировании улиц следует предусмотреть введение в их планировку широких зеленых полос.
Не меньшее значение имеет учет подземных сетей при реконструкции городских улиц. В качестве примера можно привести обычную перекладку кабельных сетей, оказавшихся при реконструкции улицы под проезжей частью. Необходимо, чтобы проект реконструкции улицы включал в себя и проект переустройства подземных сетей, обеспечивающий их рациональное размещение при новой планировке элементов улицы.
Необходимо соблюдать следующие общие правила прокладки подземных сетей под улицами города:
а) трассы трубопроводов, каналов и кабелей прокладывают прямолинейными;
б) трассы должны быть параллельны красным линиям или оси улицы;
в) каждая трасса может проходить только по одной из сторон улицы, без перебрасывания ее на другую сторону;
г) недопустима прокладка какой-либо сети над другой в продольном направлении;
д) на перекрестках и на ответвлениях предусматривается пересечение сетей в разных уровнях.
Размещение сетей проектируют с соблюдением установленных правил и норм, касающихся взаимного расположения в плане и глубины заложения сетей различного назначения.
В комплекс подземных сетей, наиболее часто встречающихся под городскими магистралями, а иногда и улицами местного значения, входят: трубопроводы городского водопровода, канализации, газоснабжения и теплоснабжения, водосточные сети, а также кабели электросети, уличного освещения, электротранспорта, телеграфной и телефонной связи, радиовещания и сигнализации разного назначения.
В практике известны следующие методы размещения подземных сетей под улицами и на территориях жилых микрорайонов:
а) размещение подземных сетей под улицами или проездами непосредственно в грунте;
б) размещение подземных сетей в специальных каналах, с прокладкой в них различных по назначению трубопроводов и кабелей;
в) размещение подземных сетей в подвалах и подпольях зданий.
Каждому из методов размещения подземных сетей соответствуют технические способы – приемы прокладки сетей. Так, при размещении сетей в грунте, применяются следующие приемы:
- раздельное размещение подземных сетей под улицей в отдельных траншеях;
- раздельное размещение сетей при дублировании по сторонам улицы всех или некоторых трубопроводов, каналов и кабелей;
- размещение сетей в общих траншеях, объединяющих группу сетей различного назначения.
Методика проектирования размещения подземных сетей под той или иной улицей может быть различна. В качестве варианта возможен такой порядок проектирования:
1) установление категории и значения улицы, характера застройки и движения транспорта, а также условий размещения сетей в зависимости от общего решения улицы в плане и поперечном профиле;
2) установление перечня и количества подземных сетей, которые предполагается проложить под данной улицей, по проектным схемам развития сетей и планированию их строительства;
3) установление общего метода размещения сетей и способа прокладки (раздельная система, дублирование, совмещенная прокладка в одной траншее, общий коллектор и т.д.);
4) конкретное проектирование размещения сетей с определением точного их расположения в плане и поперечном профиле улицы.
Раздельное рациональное размещение подземных сетей заключается в установлении местоположения каждого трубопровода, канала или кабеля в плане и поперечном профиле улицы, фиксируемого положения каждой прокладки под тем или иным элементом улицы и точным расстоянием от постоянных элементов улицы – красной линии, отдельных зданий, бортовых камней или оси улицы (рис. 6.1).
Наиболее целесообразно размещать подземные сети под тротуарами и полосами зеленых насаждений (рис. 6.2).
При размещении подземных сетей следует соблюдать условие, при котором траншеи для их прокладки проходят вне границ распространения давления в грунте от нагрузки, создаваемой зданиями и их фундаментами. Поэтому вблизи зданий размещают наиболее мелко прокладываемые сети, а далее, по мере удаления от зданий, - сети более глубокого заложения (рис. 6.3).
Размещение сетей в полосах зеленых насаждений производится при условии прокладки трубопроводов и кабелей под газонами и кустарниками. Под деревьями подземные сети не прокладывают.
Рациональное размещение подземных сетей в грунте не исключает поперечных ответвлений в кварталы и микрорайоны, а соответственно и поперечных разрытий улиц. На широких улицах эти ответвления достигают значительной длины. Поэтому на таких улицах все сети или часть сетей дублируют с расположением их по обеим сторонам улицы.
Дублирование сетей особо целесообразно на общегородских магистральных улицах и скоростных дорогах, на которых достаточным техническим обоснованием для этого являются значительные размеры движения транспорта. Почти неизбежно дублирование всех сетей на улицах, где сооружены туннели с пандусами при устройстве пересечений улиц в разных уровнях.
Практика показывает, что дублирование сетей экономически оправдывается при ширине улиц 40 м и более.
Наиболее сложными участками прокладки подземных сетей являются перекрестки улиц, на которых происходит пересечение всех сетей между собой.
В практике проектирования размещения сетей под улицами в каждом городе могут быть разработаны типовые схемы для магистральных улиц и улиц с местным движением в вариантах их планировочного решения. Следует признать целесообразным применение в каждом городе единообразной последовательности в размещении сетей под всеми улицами города с учетом разных условий прокладки сетей по тем или иным улицам.
На площадях города подземные сети размещают параллельно застройке и вблизи ее.
Прогрессивным способом прокладки подземных сетей под улицами является совмещенное размещение нескольких сетей (обычно трубопроводов) в общей траншее. При этом способе размещаемые в траншее сети занимают суммарно меньшую площадь, чем при раздельной прокладке их в грунте. Объем земляных работ по отрытию общих траншей меньше, чем при раздельном отрытии нескольких траншей, примерно на 35-40%. Стоимость земляных работ снижается на 15-30%. Общие траншеи позволяют более полно механизировать земляные работы.
Естественно, что применение общих траншей возможно и целесообразно только при одновременной прокладке всех сетей, объединяемых в одной траншее. Возможность такой прокладки создается при строительстве новых жилых районов и комплексном осуществлении строительства зданий, дорог и всех подземных коммуникаций.
При совмещенной прокладке подземных сетей в общей траншее также желательно использовать для этого пространство под тротуарами и полосами с газонами и кустарником.
На широких магистральных улицах, если возможно, устраивают так называемые «технические зоны», представляющие собой широкие полосы с травяным покровом (газоном) и отдельными кустарниками, а иногда по краям с деревьями. На этих полосах размещают общие траншеи и располагаемые в них подземные сети (рис. 6.4).