Инвестиционная привлекательность предприятий

ЛЕКЦИИ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Пахтусова Марина Юрьевна

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИД ПРЕДПРИЯТИЯ

Эффективная деятельность предприятия в долгосрочной перспективе, обеспечение темпов роста и повышение конкурентоспособности в значительной мере определяется инвестиционной деятельностью.

Характеристики ИД:

1) инвестиции – объект экономического управления

2) наиболее активная форма вовлечения накопленного капитала в экономический процесс

3) возможность использования накопленного капитала во всех альтернативных его формах

4) альтернативная возможность вложения капитала

5) источник генерирования эффекта предпринимательской деятельности

6) объект рыночных отношений

7) объект собственности и распоряжения

8) носитель фактора риска

9) объект временного предпочтения

10) носитель фактора ликвидности

Роль инвестиций в обеспечении эффективности предприятия:

1. источник формирования производственного потенциала

2. основной механизм реализации стратегических целей

3. механизм оптимизации структуры активов

4. фактор формирования долгосрочной структуры капитала

5. условие обеспечения и роста рыночной стоимости предприятия

6. механизм обеспечения простого и расширенного воспроизводства ОС и НМА

7. инструмент реализации инновационной политики предприятия

8. механизм решения задач социального развития персонала

ИД представляет собой целенаправленно осуществляющийся процесс поиска необходимых ресурсов, выбора эффективных объектов инвестирования, формирования сбалансированных по избранным параметрам инвестиционного портфеля и программ и обеспечения его реализации.

Классификация инвестиций предприятия:

1. По объектам вложения капитала

- реальные

- финансовые

2. По воспроизводственной направленности

- валовые (общий объем капитала, инвестированного в определенном периоде)

- реновационные (инвестиции в простое воспроизводство ОС, восстановление первоначальных свойств)

- чистые (капитал, инвестированный в расширенное воспроизводство)

3. По отношению к инвестору

- внутренние

- внешние

4. По периоду осуществления

- краткосрочные (до 1 года)

- среднесрочные (от 1 года до 3 лет)

- долгосрочные (от 3 лет)

- стратегические (более 5 лет)

 

будущее

 


д/ср экстраполяция

 

стратегические

прошлое

 

 

5. По уровню инвестиционного риска

- безрисковые

- низкорискованные

- среднерискованные (среднерыночный уровень риска)

- высокорискованные

Классификация инвесторов:

1. По направленности основной хозяйственной деятельности:

- индивидуальный

- институциональный

2. По целям инвестирования

- стратегический (получение новой стоимости)

- портфельный (получение дохода)

3. По отношению к инвестиционным рискам

- инвестор, избегающий риска

- инвестор, нейтральный к риску

- инвестор, стремящийся к риску

4. По менталитету инвестиционного поведения

- консервативные (доход + собственность)

- умеренные (сбалансированные)

- агрессивные (скорость инвестирования, получение прибыли)

Инвестиционное поведение предприятия – это система мотивации, побуждающая к осуществлению ИД на всех ее этапах и во всех формах.

С точки зрения теории предполагается, что каждый субъект хозяйствования ведет себя рационально с целью максимизации эффекта от ИД.

Элементы модели инвестиционного поведения

1. мотивация накопления собственных инвестиционных ресурсов

2. мотивация использования накопленного капитала в инвестиционном процессе

3. мотивация альтернативного осуществления реальных и финансовых инвестиций

4. мотивация осуществления внутренних и внешних инвестиций (как инвестор и получатель инвестиций)

5. мотивация альтернативного осуществления инвестиций на отечественном и зарубежных рынках

Модель инвестиционного поведения характеризует лишь механизм осуществления инвестиций, который усиливается или сдерживается макроэкономическими факторами:

- интенсивность процессов формирования сбережений в … страны

- уровень использования сбережений общества в инвестиционном процессе

- ставка процентов и ее динамика

- технологический процесс

- темпы инфляции

- цикличность экономической динамики

- уровень развития инвестиционного рынка

- инвестиционный климат страны

 

Инвестиционный рынок

ИР – это совокупность отдельных рынков реального и финансового инвестирования.

 

Рынок реального инвестирования.

Объекты:

- прямые инвестиции

- приватизированные объекты

- объекты недвижимости

Особенности реальных инвестиций:

1) реальные инвестиции – это главная форма реализации стратегии предприятия

3) реальные инвестиции обеспечивают более высокий уровень рентабельности, чем финансовые

4) реальные инвестиции обеспечивают устойчивый денежный поток

5) реальные инвестиции подвержены высокому уровню риска

6) реальные инвестиции имеют высокую степень противоинфляционной защиты

7) реальные инвестиции наименее ликвидны

Формы прямых инвестиций:

1. приобретение целых имущественных комплексов

2. новое строительство

3. перепрофилирование, то есть инвестиции в новую технологию

4. реконструкция (восстановление первоначальных свойств)

5. модернизация (улучшение качественных характеристик техники)

6. обновление отдельных видов оборудования (замена)

7. инвестирование в прирост ОбС

8. инвестиции в НМА

 

Рынок фин. инвестирование.

Объекты:

- фондовый рынок (вложения в доходные виды фондовых инструментов – форма инвестирования)

- денежный рынок (вложения в доходные виды денежных инструментов) – депозиты, монеты, произведения искусства, драгметаллы, металлические счета

- участие в совместном предприятии

Особенности финансовых инвестиций:

1) они являются независимым видом хозяйственной деятельности предприятия

2) это основное средство осуществления внешнего инвестирования

3) они формируют вторичные потребности в инвестировании – это связано с ЖЦ предприятия, финансовые инвестиции появляются на этапе зрелости и если есть свободные ДС, пропадают на последнем этапе.

4) стратегические фин. инвестиции позволяют реализовать цели предприятия более простым и дешевым способом

5) они имеют широкий диапазон по шкале «доходность – ликвидность»

6) они являются средством противоинфляционной защиты

7) процесс обоснования управленческих решений в области фин. инвестиций более простой и менее трудоемкий, чем реальные инвестиции

8) они требуют активного мониторинга

 

Отраслевая сегментация инвестиционного рынка

1 сегмент - рынок инвестиционных ресурсов: земельный рынок, рынок фин. средств, рынок патентов на изобретения и другую интеллектуальную собственность

2 сегмент - рынок инвестиционных услуг: строительно-монтажные работы, проектная продукция, инженерные, геологические и экономические изыскания; рынок строительных материалов, рынок оборудования, пусконаладочные работы

Состояние инвестиционного рынка характеризуют:

- спрос

- предложение

- цена

- конкуренция

Спрос может быть реальным и потенциальным.

Реальные спрос – это действительная потребность хоз. субъектов в инвестировании (ресурсы) (потребность привлекать деньги).

Потенциальный спрос характеризуется величиной аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен в инвестирование (потребность вкладывать).

Факторы инвестиционного спроса:

- объем произведенного национального продукта

- распределение дохода на потребление и накопление

- уровень дохода

- темп инфляции

- ставка ссудного процента

- налоговая политика

- степень развитости фондового рынка

Инвестиционное предложение – совокупность объектов инвестирования во всех формах.

Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала происходит исходя их ожидаемой отдачи в будущем, которая должна превосходить доход.

Для реальных инвестиций Е (ставка дисконта)

Для финансовых – норма прибыли.

Особенности формирования инвестиционного предложения:

1. Формирование обусловлено ценой, издержками технологий, налоговой политикой, уровнем конкуренции, то есть текущими отраслевыми характеристиками, формирующими будущий доход

2. Предложение является товарным, так как инвестиционные товары имеют способность приносить доход

 

Конъюнктура инвестиционного рынка

Это совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса и предложения.

Конъюнктура является цикличной и включает следующие стадии:

1. Подъем – характеризуется оживлением экономики, рост спроса на инвестиции, повышение цены, появление инвестиционных посредников

2. Конъюнктурный бум – резкое возрастание на все объекты инвестирование, спрос не может быть полностью удовлетворен предложением, рост доходов инвесторов

3. Ослабление конъюнктуры – общий экономический спад, полное насыщение спроса на инвестиции, стабилизация и снижение цен, снижение доходов

4. Конъюнктурный спад – низкий уровень инвестиционной активности, резкое сокращение объемов предложения, наличие убытков в некоторых сферах инвестиционной деятельности

Каждому циклу экономического развития предшествует инвестиционная волна, которая, проецируясь на территорию, обеспечивает ее освоение и развитие.

Самые короткие волны – бизнес-циклы (около двух лет)

Более длинные волны – циклы конъюнктуры (около 5 лет) – происходит кардинальное изменение цен

Циклы перепроизводства (К.Маркс) (10-12 лет) – происходит насыщение рынка

Циклы Кузнеца (инвестиционно-строительные циклы) (30 лет) – самые точные.

Самые длинные циклы – циклы Кондратьева – в течение 55-60 лет происходит три кризиса: начало, середина, конец. 1 кризис – структурная перестройка экономики; 2 кризис – территориальное перераспределение (война).

Еще циклы Кондратьева называют инновационными (последнее открытие – энергетика).

 

1 этап – массовые инвестиции (в инновации) – самые рискованные

2 этап – развитие массового производства, рост благосостояния населения, инвестиции в развитие предприятий (то, что нас ждет в 2010-1015 гг.) (инвестиции в производство)

3 этап – проедание основных фондов, все экономические системы (сниженное качество) существуют за счет того, что накопили, построили раньше (инвестиции в снижение себестоимости, поддержание стратегии экономии) – нужно как можно дольше держать существующую системы, вкладывать деньги в науку.

Оживление деловой конъюнктуры, расширение масштабов бизнеса создает повышенный спрос на деньги, увеличиваются процентные ставки кредитов, которые вызывают снижение цен на рынке облигаций. Удорожание заемного капитала приводит к уменьшению прибылей корпораций, так как сокращается разрыв между рентабельностью бизнеса и процентной ставкой по кредитам.

Уменьшение прибыли заставляет инвесторов усомниться в прежней оценке денежных потоков и цены на акции начинают падать.

Спрос на товары в период промышленного бума начинает опережать предложение, удорожание внешнего финансирования корпораций ведет к увеличению издержек и как следствие происходит рост цен на рынке.

Инфляционные ожидания усиливают спрос, инвесторы желают застраховаться от будущей инфляции, изымают средства из фондового рынка и вкладывают в инвестиционные товары (золото и серебро).

Массовые инфляционные ожидания ускоряют рост цен. Инфляция начинает съедать доходы кредиторов. Инвестиции в реальный сектор стремительно сокращаются, что приводит к спаду производства.

Темп роста заработной платы отстает от скорости инфляционных процессов, что приводит к снижению платежеспособного спроса.

Ухудшение экономической конъюнктуры резко сокращает потенциальную сферу инвестиций (потенциальный спрос), капитал ищет пути увеличения, но источников дохода все меньше, появляется интерес к облигациям и депозитам. Спрос на облигации вызывает рост цен и падение доходности этого финансового инструмента.

На финансовых рынках падают процентные ставки привлекаемых ЗС.

Удешевление кредитных ресурсов дает возможность их эффективного использования в реальном секторе экономики. Признаки оживления в промышленности: дешевизна пострадавших во время кризиса акций вызывает интерес инвесторов, начинается скупка акций, что приводит к росту цен на фондовом рынке. Цикл повторяется.

Изучение конъюнктуры рынка включает:

1. Мониторинг – наблюдение за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции

2. Анализ – выявление тенденций на основе исследования особенностей отдельных сегментов рынка

3. Прогнозирование – выявление тенденций развития факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру рынка

Методы прогнозирования:

1) Фундаментальный – предполагает изучение общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на цену, спрос, предложение и конкуренцию

2) Технический – предполагает распространение выявленной в процессе анализа конъюнктурных тенденций на прогнозируемый период.

 

Инвестиционная привлекательность

Процесс изучения инвестиционного рынка осуществляется «сверху вниз»:

1. Оцениваются и прогнозируются макроэкономические показатели (оценка инвестиционного климата)

2. Оценка и прогноз инвестиционной привлекательности отраслей и регионов (оценка возможностей отраслевой и региональной диверсификации инвестиционной деятельности)

3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий )оценка эффективности инвестиционного проекта)

1) Изучение показателей включает:

- сбор информации с наиболее существенных изменениях в предшествующие периоды

- формулирование показателей, характеризующих эти изменения

- оценка тенденций изменения показателей с выявлением причин

Основные показатели, характеризующие эффективность государственной политики:

- ВВП

- произведенный национальный доход

- объем производства товаров и услуг

- объем промышленной продукции

- налоги на производство и импорт

- индексы цен на товары и услуги

- расход средств на оплату труда

- денежные доходы населения

- тарифы естественных монополий

- сводный индекс инфляции

Основные показатели, характеризующие состояние рынков капвложений, недвижимости и приватизируемых объектов:

- объем капвложений

- объем строительно-монтажных работ

- объем финансирования капвложений за счет бюджетных средств

- ввод в действие основных фондов

- сумма начисленной амортизации по отраслям

- индекс цен по капвложениям

- долговременные кредитные вложения в экономику

- количество действующих бирж и компаний в отрасли

- количество зарегистрированных сделок по купле-продаже

- объем реализованных основных фондов

- стоимость имущества приватизируемых объектов

- фактическая цена продажи приватизируемых объектов

Основные показатели, характеризующие состояние фондового рынка:

- количество лицензированных фондовых бирж

- количество заключенных биржевых сделок

- число эмитентов ценных бумаг

- объем выпущенных ценных бумаг, в том числен акций предприятий; облигаций органов власти, корпоративных облигаций.

Основные показатели, характеризующие состояние денежного рынка:

- объем продаж денежных ресурсов, депозитов, коммерческих кредитов, межбанковских кредитов

- объем поступлений страховых взносов

- сумма страховых выплат

- сумма вкладов населения

- ставка рефинансирования ЦБ РФ

- средняя депозитная ставка коммерческих банков

- средняя кредитная ставка банков

На основе первичной информации определяются интегральные показатели динамики, индексов, коэффициентов и эластичности:

1. Коэффициент экономической эффективности инвестиций по национальной экономике

2. Коэффициент эффективности капвложений в объекты производственного назначения

3. Коэффициент реализации капвложений (рассчитывается на основе разницы ввода в эксплуатацию и прироста основных фондов)

4. Темп прироста капвложений в развитие национальной экономики

5. Темп прироста долгосрочных кредитов в развитие национальной экономики и так далее

2) Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов

Оценка инвестиционной привлекательности проводится теми же методами и в том же последовательности, что и на макроэкономическом уровне. На этом этапе важно учитывать следующее:

- роль отдельных отраслей в экономике страны и регионов

- перспективность и эффективность их развития

- уровень государственной поддержки развития

- отраслевые инвестиционные риски и так далее.

Привлекательность отрасли и региона изучается на основе:

1. Показателей доходности и риска

2. Направлений, темпов и форм приватизации

3. Оценки уровня экспортного потенциала продукции и уровня ценовой защищенности от импорта

4. Инфляционной защищенности производимой продукции

5. Оценки значимости отрасли в экономике

6. Оценки устойчивости отрасли к экономическому спаду производства

7. Оценки социальной значимости отрасли

8. Оценки обеспеченности перспектив роста собственными финансовыми ресурсами

9. Анализа монополизированности производства и сбыта товаров

10. Оценки конкурентоспособности предприятий

11. Анализа инфляционной устойчивости продукции отрасли

12. Оценки стабильности сырьевого, энергетического и другого обеспечения предприятий в отрасли

Дополнительно рассчитываются синтетические показатели оценки их привлекательности (социально-экономические показатели), характеризующие:

- уровень общеэкономического развития

- степень развития инвестиционной инфраструктуры

- демографическая характеристика

- уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры

- уровень экологических, криминогенных и других видов риска

Существует российская и мировая практика оценки привлекательности, они различаются, потому что в РФ имеются проблемы при сборе информации, это связано также с противодействиями хозяйственных лиц, которые не хотели бы раскрывать реальную информацию.

Инвестиционная привлекательность анализируется на основе фин. показателей (источник – фин. отчетность) и общей информации об экономической и политической ситуации в регионе и отрасли.

Показатели:

1. Ликвидность

2. Финансовая устойчивость (отношение собственных и заемных средств)

3. Оборачиваемость

4. Показатели прибыльности (рентабельности)

5. Показатели роста (анализ динамики объема продаж, чистой прибыли, рентабельности и т.д.)

Помимо фин. анализа оценивается потенциал производства, уровень менеджмента, политическая и макроэкономическая среда

Недостатки:

1) риск неверной оценки в связи с недостоверным отражением реального положения компании (особенно для малого и среднего бизнеса)

2) фин. показатели могут значительно отличаться от фактического фин. положения компании, так как часть прибыли инвестируется в проекты в течение года

3) не учитывается тот факт, что за счет различных методов учета амортизации, оценки стоимости имущества, отчислений на НИОКР, валютных операций, приобретаемых активов реальные убытки могут трансформироваться в «бумажную» прибыль и наоборот

4) данные Ботч отражают фин. картину только на конкретный момент без учета событий, происходивших в межотчетный период

5) информация, связанная с конкурентами, экономической и политической ситуацией, является неточной, субъективной и малоприменимой для принятия управленческих решений

Инструменты формирования инвестиционной привлекательности

1. формирование отношений с инвесторами

Цели: удержать существующих инвесторов; привлечь новых инвесторов для увеличения объема финансовых ресурсов от управления компанией

Направление работы:

- организация специализированных служб, отношений с инвесторами для формирования информационного поля и повышения прозрачности отчетности для инвесторов

- разработка форматов отчетности перед акционерами и инвесторами с целью повышения доступности информации (общепринятые методики и МСФО) и для предложений по повышению эффективности работы для представления инвесторам и акционерам

2. формирование корпоративной культуры

Корпоративная культура влияет на стоимость компании путем стимулирования эффективности внутренних процессов. В рамках формирования системы корпоративного управления осуществляется:

- разработка плана мероприятий, подготовка презентаций, встреч, конференций, семинаров по внедрению стандартов и согласованию внутренних документов заинтересованными лицами

- разработка предложений по внесению изменений в должностные инструкции и организационную структуру в связи с необходимостью обеспечения эффективного функционирования системы

Причины сопротивления персонала:

1. не понимает

2. персонал активно против (нет выгоды для него)

3. боязнь изменений

4. поиск личной выгоды

3. формирование оптимальной структуры бизнеса

Цель: обеспечение прозрачности, понятности структуры владения бизнесом, оптимизации транзакционных издержек и снижения рисков, связанных со структурой владения бизнеса

Направления:

1) объединение ЮЛ (слияние, поглощение…)

2) концентрация структуры владения (холдинг)

3) выделение ЮЛ (аутсорсинг)

4) формирование дивизиональной структуры центра управления

5) централизация управления, формирование единого центра управления (консорциум)

6) реинжиниринг бизнес-процессов (только если проводился инжиниринг и есть, что улучшать)

7) проектирование организационных и функциональных структур компании

8) урегулирование трудовых отношений при переводе персонала

9) создание или корректировка организационно-правовой документации как превентивные мероприятия с целью снижения правовых рисков

 

Инвестиционная стратегия. Принципы.

Этапы разработки. Классификация

Инвестиционная стратегия – это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности, определяемых общими задачам развития предприятия, инвестиционной политикой, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Разработка ИС – это творческий процесс, включающий деятельность, связанную с выбором направления инвестирования, оценкой и выбором необходимых ресурсов, выработкой инвестиционной политики.

Основой формирования конкурентного преимущества (инвестиционной привлекательности предприятии) являются ресурсы.

Стратегическое управление ресурсами предполагает оценку альтернативных источников финансирования, выработку бюджета и формирование организационной структуры реализации инвестиционных мероприятий на долгосрочную перспективу.

Инвестиционная деятельность предприятия включает следующие элементы:

1) уровень стратегического мышления собственников, управляющих и менеджеров проекта (даже если собственник или управляющий будут обладать сверхъестественным мышлением, ничего не получится, надо, чтобы все понимали, что необходимо делать инвестиции с долгосрочными взглядами на перспективу и хотели этого).

2) уровень знания инвестиционных менеджеров о состоянии и динамике факторов внешней среды

3) возможности формирования инвестиционных ресурсов и уровень противоинфляционной защиты

4) соответствие уровня инвестиционной активности предприятия текущим и перспективным требованиям его развития

5) наличие на предпрятии концепции и стратегической программы развития

6) уровень эффективности действующих на предприятии систем анализа, планирования и контроля

7) соответствие организационной структуры управления задачам развития предприятия

8) уровень инвестиционной культуры предприятия

Принципы ИС

1. Рассмотрение предприятия как открытой системы

2. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия (инвестиции должны согласовываться с деятельностью предприятия)

3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления (самостоятельность, изменить внешнюю среду под свои идеи, продать по большей цене, купить ресурсы по меньшей)

4. Обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью

5. Обеспечение адаптивности ИС к изменениям факторов внешней среды

6. Обеспечение альтернативности стратегического выбора

7. Обеспечение постоянного использования результатов НТП (нет спадов, используются результаты НТП)

8. Учет уровня инвестиционного риска при принятии инвестиционных решений

9. Ориентация на профессиональный аппарат инвестиционных менеджеров в процессе реализации стратегии

10. Обеспечение разработанной ИС соответствующим организационной структуре и культуре

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

1) Определение периода стратегии (на основе срока амортизации, спроса, соды, технологии, НТП, кризисов. Считается, что стратегический период больше 5 лет, НТП – 10-15 лет, амортизация – 10 лет, рынок – 5 лет, мода – только есть тенденция, имя, поколение…)

2) Анализ факторов внешней среды и конъюнктуры рынка

3) Оценка сильных и слабых сторон предприятия, выявление особенностей инвестиционной деятельности

4) Формирование стратегических целей

5) Анализ стратегических альтернатив

6) Принятие решений о направлении и формах инвестиционной деятельности

7) Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов

8) Формирование инвестиционной политики

9) Разработка плана (программы) мероприятий по реализации стратегии

10)Оценка результативности и эффективности реализации стратегии

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

Цель инвестиционной деятельности – это описанные в формализованном виде желаемые результаты или состояния, достижимые в определенный период времени.

Критерии инвестиционных целей:

- подчиненность общей цели инвестиционного менеджмента: 1 – максимизация благосостояния собственника; 2 - сбалансированность результатов, получаемых заинтересованными сторонами

- ориентация на высокий результат инвестиционной деятельности

- достижимость

- измеримость

- однозначность трактовки (нельзя все планировать в относительных показателях, должен быть хоть один абсолютный)

- научная обоснованность

- непротиворечивость

- гибкость

 

 

Классификация инвестиционных стратегий:

1. Стратегии инвестиционной активности (рост)

1.1. Стратегия поведения на рцб – вырабатываются основные принципы поведения при принятии решений, при взаимодействии с посредниками, при выборе метода оценки эффективности

1.2. Стратегия расширения производства (производственные инвестиции) предполагает направление развития с учетом следующих факторов: рынок, продукт.

1.2.1. Стратегия концентрированного роста (Игорь Ансофф, матрица «продукция-рынок»)

1.2.1.1. Стратегия проникновения на рынок (выход на новые рынки): стратегия муравья, стратегия стрекозы, стратегия нападения, стратегия обороны, стратегия партизанской войны

1.2.1.2. Стратегия развития рынка (старый продукт – новый рынок)

1.2.1.3. Стратегия развития продукта (старый рынок – новый продукт)

1.2.2. Стратегии интегрированного роста

1.2.2.1. Вертикальная интеграция «назад» - поглощение или установление контроля над поставщиками, показана для отраслей, в которых большую часть с/с составляют сырье и материалы

1.2.2.2. Вертикальная интеграция «вперед» - поглощение или установление контроля над посредниками или следующим этапом переработки, показана для отраслей, в которых большую часть с/с составляют накладные расходы (автопром)

1.2.2.3. Стратегия горизонтальной интеграции – поглощение или установление контроля над конкурентами (с учетом степени монополизации рынка)

1.3. Стратегии диверсификации – предполагают учет следующих факторов – продукт, рынок, технология. Диверсификация – это разнообразие продуктовых линий (консервы и валенки)

1.3.1. Концентрическая диверсификация (старая технология - новый рынок - новый продукт) - отраслевая див-я

1.3.2. Горизонтальная диверсификация (новая технология – новый продукт – старый рынок) - региональная див-я (парикмахерская – салон красоты)

1.3.3. Конгломеративная диверсификация (новый продукт – новый рынок – новая технология) Nokia – спортивный инвентарь – спортивная одежда – КД – зимние шины – купили приемное устройство, вызвали НТР – оборудование для телефонной связи – санитарно-гигиеническая бумага – инновации в области менеджмента – бизнес по мобильным телефонам.

2. Стратегии целенаправленного сокращения

2.1. Стратегия свертывания – предполагает продажу наиболее и наименее рентабельного подразделения возможно с обратной арендой

2.2. Стратегия сокращения расходов (экономия) – самая популярная антикризисная стратегия, связана со стратегией лидерства по издержкам, может привести к банкротству, экономия накладных расходов (например, маркетинг, делопроизводство, научные исследования). сокращение персонала. Противопоказана если рынок постоянно меняется.

2.3. Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочногых целей в пользу максимизации краткосрочной прибыли

2.4. Стратегия ликвидации (также антикризисная стратегия) – ликивдация части бизнеса, а не всего, наименее жизнеспособной.

2.4.1. Продажа

2.4.2. Продажа с обратной арендой

2.4.3. Выкуп управляющими

2.4.4. Стратегический обмен (встречается редко, связан со сложной политической ситуацией)

2.4.5. Переход на контрактное производство

2.4.6. И так далее…

 

SPACE-метод (стратегическая оценка

положений и действий)

 

Характеризует предприятие в конкурентном пространстве.

В основе методики анализируется положение фирмы по 4-м направлениям:

- конкурентное преимущество фирмы

- финансовое положение фирмы

- привлекательность отрасли

- стабильность экономической среды

Показатели конкурентного преимущества фирмы:

1. Доля рынка

2. Качество продукта

3. Стадия ЖЦ

4. Цикл замены продукта

5. Приверженность потребителей

6. Использование производственных мощностей у конкурентов

7. Технологическое ноу-хау

8. Степень вертикальной интеграции

Показатели финансового положения фирмы:

1) Рентабельность инвестиций

2) Финансовый рычаг

3) Ликвидность

4) Степень удовлетворения потребности фирмы в капитале

5) Поток платежей в пользу фирмы

6) Простота выхода с рынка (чем проще выход, тем выше оценка; почему нельзя уйти с рынка – специализированные фонды, например, стоматологические кабинеты, экспертизы, местоположение, после ремонта, после установки оборудования и набора персонала, есть долгосрочные контракты (обязательства), социальный объект на балансе предприятия, люди, которые не могут казать нет, не могут уволить персонал)

7) Рискованность бизнеса (чем больше риск, тем меньше оценка)

8) Оборачиваемость запасов (чем быстрее, чем выше оценка)

Показатели привлекательности отрасли:

1. Потенциал роста

2. Норма прибыли в отрасли (самый важный отраслевой показатель)

3. Финансовая стабильность

4. Технологическое ноу-хау относительно отрасли

5. Эффективность использования ресурсов (характеризует добавленную стоимость

6. Капиталоемкость (чем больше, тем меньше оценка)

7. Барьеры для входа на рынок (например, масштаб производства, инвестиции, уровень качество (чем больше, тем меньше операционный цикл))

8. Результативность использования ресурсов (количественный выход)

Показатели стабильности экономической среды:

1) Скорость технологических изменений (НТП, чем выше, тем меньше стабильность)

2) Темп инфляции (чем выше, тем меньше стабильность)

3) Сезонность спроса

4) Разброс цен конкурирующих продуктов

5) Барьеры для входа на рынок

6) Давление конкурентов (скорость реакции конкурентов)

7) Эластичность спроса по цене (чем неэластичнее, тем стабильнее)

 

Методика

Показатели выбираются и конкретизируются под анализируемое предприятие и отрасль. Каждый показатель оценивается по 6-бальной шкале. Средние значения по направлениям откладываются на координатной плоскости.

 

 

Агрессивная позиция

 

Критический фактор: способность противостоять новым конкурентам

Рекомендуемые стратегии:

- поиск кандидатов на поглощение

- увеличение доли рынка

- концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих конкурентное преимущество

Конкурентная позиция

 

Критический фактор: способность сохранить или стабилизировать финансовое положение

Стратегии:

- поиск дополнительных финансовых ресурсов

- укрепление службы реализации

- расширение или корректировка ассортимента продукции

- инвестиции в повышение производительности

- сокращение издержек

- мероприятия по защите и сохранению конкурентного преимущества на сокращающемся рынке

- слияние с источником финансовых ресурсов

Консервативная позиция (финансовое положение стабильное)

 

Критический фактор – сохранение конкурентоспособности продукта

Стратегии:

- сокращение ассортимента

- сокращение издержек

- концентрация на управлении ДП

- защита конкурентоспособных продавцов

- разработка новых продуктов

- проникновение на новые рынки

Защитная позиция (например, деревообработка)

 

Критический фактор – конкурентоспособность фирмы в целом

Стратегии:

- уход с рынка

- прекращение выпуска наименее рентабельных продуктов

- агрессивное сокращение издержек

- сокращение лишних производственных мощностей

- минимизация инвестиций

 

Арабские цифры – инвестиционные стратегии

Римские цифры – бизнес-стратегии

 

Классификация бизнес-стратегий (Майкл Портер)

I – Лидерство по издержкам (жестная экономия, цель – сформировать наибольшую норму прибыли, цены – те же, издержки меньге, фирма создает себе запас прочности)

Недостатки:

1. Технологические изменения, которые подрывают прошлые инвестиции или опыт

2. Умение новичков в отрасли или последователей конкуренции снижать издержки путем копирования опыта или инвестиций в современную технологию

3. Неспособность фирмы реагировать на необходимые изменения в продукте или изменения рынка в связи с повышенным вниманием к уровню издержек

4. Инфляция издержек, которая снижает способность фирмы поддерживать разницу в ценах, компенсирующую престиж бренда и преимущества дифференциации

II – Фокусирование (фирма ориентируется на целевой сегмент, очень привлекательно с точки зрения постоянных доходов, модные тенденции должны быть исключены)

Недостатки:

1. Увеличение различий в издержках между конкурентами и фирмой, что ведет к ликвидации преимуществ в издержках при обслуживании целевого рынка

2. Сужение различий между пользующимся спросом продуктом на целевом рынке и продуктами на отраслевом рынке в целом

3. Ситуация, при которой конкуренты находят более узкие рыночные сегменты внутри целевого рынка и переходят к конкурентам

IV – Стратегия дифференциации (выпуск большого количества товаров, ассортимента, цель хоть что-то, но продастся)

Недостатки

1. Различие в издержках между фирмой и конкурентами, проводящими стратегию лидерства по издержкам, может стать значительным и не позволит удержать лояльность покупателей

2. По мере накопления потребительского опыта значимость фактора дифференциации у покупателей снижается

3. Копирование снижает полученную дифференциацию, особенно важно на этапе упадка отрасли

III – Антикризисные стратегии

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

1. Концентрическая диверсификация (стабильности в отрасли нет, финансовый потенциал – высокий)

2. Стратегии концентрации (развитие продукта, рынка, выход на новый рынок)

3. Вертикальная интеграция (надо объединяться, чтобы снизить издержки)

4. Концентрическое слияние (более мягкое объединение на основе технологической цепочки)

5. Конгломеративное слияние (объединение разных компаний, не относящихся к одной отрасли, высокий потенциал отрасли, нет финансовых средств)

6. Стратегия поворота (например, сезонные продажи, специальные продажи, только сегодня специальный сервис, лотереи, привлекается внимание покупателей, напоминание о себе, в долгосрочном периоде изменение цен, характеристик товара, показателей… надо что-то срочно менять)

7. Экономия (экономия на расходах, в условиях кризиса)

8. Ликвидация бизнеса (менять бизнес, продать)

9. Сокращение расходов на содержание, вывод средств (законсервировать бизнес, чтобы начать другой)

10. Диверсификация (любая)

11. Конгломеративная диверсификация (очень редко, отказаться от конкурентного преимущества, чтобы заняться чем-то новым)

12. Статус-кво (защита своего положения, высокое финансовое положение)

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Результативность – это эффект, получаемый от расходования ресурсов без учета целевой направленности расходов.

Параметры результативности:

1. Прибыльность – показатель прибыли анализируется с учетом показателей оборачиваемости, запасов и задолженности

2. Оборотный капитал – следует стремиться к снижению ОбК в структуре

3. Производительность труда

4. Производительность капитала (доходность, которую получаем по всем проектам)

5. Материалоемкость – применяется для отраслей, в которых большую часть с/с формируют расходы на сырье, материалы, комплектующие

6. Загрузка производственных мощностей – применяется для отраслей, в которых большая часть с/с - накладные расходы. Полная загрузка мощностей – 80-95%.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

Критерии:

1. Согласованность ИС предприятия с общей стратегией его развития

2. Согласованность ИС с предполагаемыми изменениями во внешней среде (гибкость)

3. Согласованность с внутренним потенциалом предприятия

4. Сбалансированность ИС (инвестиционного портфеля)

5. Приемлемость уровня рисков

6. Экономическая эффективность реализации

7. Внеэкономическая эффективность реализации (социальная, экологическая, научно-техническая)

 

ВЫБОР СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ

 

Подходы:

1. Метод оценки доходности активов (САРМ)

2. Метод оценки средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

3. Метод кумулятивного построения

 

Метод оценки доходности активов (САРМ)

Подход основан на модели Шарпа для принятия инвестиционных решений в условиях альтернативного выбора с учетом риска и доходности финансовых активов

 

 

(формула Фишера)

r – безрисковая ставка

rm – среднерыночная норма доходности (средняя доходность финансовых инвестиций)

B – коэффициент систематического риска вложений (учитывает колеблемость, то есть среднеквадратическое отклонение)

Х – риск вложений в закрытое предприятие

У – риск вложений в малые предприятия

З – страновой риск

Метод оценки средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

Основан на вычислении средневзвешенной стоимости относительно структуры и цены источников финансирования

 

 

Метод кумулятивного построения

В ставке дисконта учитывается безрисковая ставка, инфляция и премия за риск, индивидуальный для проекта.

 

Qi – стоимость ущербов

I – стоимость проекта

Для РФ (особенности):

1. Безрисковая ставка с точки зрения теории должна предполагать долгосрочную доходность с вероятностью изменения ноль %. Обычно за основу берутся долгосрочные государственные облигации, соизмеримые с периодом реализации проекта. Считается, что по этой ставке государство гарантирует хозяйственным субъектам возврат инвестированного капитала без какого-либо риска.

Долгосрочные. гос облигации в России не существуют. В качестве безрисковой ставки может быть выбрана доходность ГКО, ОФЗ, облигаций сберегательного займа (ОСЗ), но они не применимы для оценки долгосрочных проектов. выбирая доходность облигаций необходимо выбрать период, который соответствует стабильному функционированию экономики.

Величина рыночной премии (rm-r) определяется как годовой избыточный доход за период наблюдения 5-10 лет (Америка 7%, Европа 5%).

Для России неизвестно, какие активы можно рассматривать как безрисковые, поэтому определить превышение доходности в рисковые вложения невозможно.

Коэффициент В определяется на основе анализа ретроспективных данных компаниями специализирующимися на рынке аналитических услуг. Из-за отсутствия прозрачной полной и достоверной стратегической базы определить В для нестратегических отраслей и компаний менее крупных невозможно.

если предприятие уже существует.

если предприятие еще не создано.

если акции не котируются

Необходимым условием применения методики является наличие значимой выборки информации, отражающей поведение акций сопоставимых компаний на рынке. Без соответствующей информации В-коэффициент рассчитать невозможно.

За величину безрисковой ставки можно принимать уровень рентабельности операции на рынках безрисковых товаров и услуг, на которые российская экономика интегрировалась.

Такой подход рекомендован по оценке экономической эффективности инвестиционных проектов 1999 года.

Недостатки:

1. Открытыми для российской экономики являются ограниченное количество рынков

2. Если по товарным рынкам можно условно принять интегрированность, то к финансовым рынкам это не относится

В качестве безрисковой ставки можно принять доходность гос валютных облигаций или депозитный процент по вкладам в валюте.

В условиях России эти виды вложений не воспринимаются как стабильные.

 

2. самый распространенный подход– использование средневзвешенной стоимости капитала возможно при соблюдении следующих условий:

- анализ проекта производится с позиции предприятия, на котором реализуется проект

- новый инвестиционный проект и обычные для данной фирмы инвестиции должны иметь одинаковую степень риска

- они должны финансироваться из одинаковых источников, являющихся типичными для фирмы

- проект не должен быть большим и требовать дополнительных источников финансирования, изменяющих структуру капитала фирмы

- цены для каждого из источников капитала не должны меняться в течение периода реализации проекта

Большая часть проектов представляют собой активные инвестиции (могут поддерживать разные ситуации, проблемы кризиса, модернизация, совершенствование бизнеса), для которых использование метода маловероятно (необходимо скорректировать общую теорию и ввести оговорки для условий).

Для учета повышенного уровня риска средневзвешенную стоимость можно применять как минимально допустимое значение ставки дисконта (аналог безрисковой ставки).

Если у предприятия недостаточно имеющихся средств для реализации средних и крупных проектов, требуется дополнительное финансирование, и поэтому структура средневзвешенной стоимости изменяется.

Средневзвешенная стоимость капитала может изменяться при неизменной структуре источников финансирования (изменение цены источника).

Стоимость капитала может быть рассчитана бухгалтерским способом (на основе Ботч), а этом случае стоимость капитала будет являться текущим показателем, который нельзя использовать в долгосрочной перспективе В развитой экономике стоимость капитала включает только СК и долгосрочный ЗК. Для российской экономики следует учитывать также краткосрочную кредиторскую задолженность.

Добавочный капитал (переоценка основных фондов) играет значительную роль в балансе российских предприятий. Не следует включать в расчет средневзвешенной стоимости капитала.

Акционерный капитал зависит от рыночной стоимости акций и дивидендной политики при условии, что акции предприятий ликвидны и котируются на рынке.

Есть два способа:

- модель Гордона

- r = Д/Ср

Д – выплачиваемый дивиденд в текущий период времени

Ср – рыночная стоимость акции

Для учета прибыли, получаемой на акцию,

r = ЧП/Ср

ЧП – чистая прибыль на единицу

Если акции предприятия не котируются на рынке и фирма не выплачивает дивиденды, для расчета цены акционерного капитала используют следующую формулу:

r = ЧП/бал (балансовая оценка – цена чистых активов на одну акцию)

Основной недостаток:

- для расчета используются данные из Ботч

Стоимость собственного капитала можно определить косвенным путем – по размеру упущенной выгоды от альтернативных возможностей вложения.

При учете ЗК следует (по теории) учитывать налог на прибыль. Если в проекте для расчета показателей экономической эффективности используется ЧП и проценты за пользование капиталом, то ставка дисконта содержит двойной счет.