В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

 

Начнем с показателей качества продукции и, как всегда, дадим сначала определение.

«Показатели качества продукции - это количественное выражение свойств про­дукции, формируемых в процессе производства и характеризующих полезный эф­фект данной продукции в потреблении (эксплуатации) ».

Различают следующие группы показателей качества:

- по назначению (производительность, мощность, грузоподъемность, скорость);

- по конструкционным признакам (прочность, пластичность);

- по весу (масса, габариты);

- по составу и структуре природного сырья, и топлива, материалов и продуктов (содер­жание компонентов);

- экономичности использования сырья, материалов, топлива, энергии (удельный расход на единицу продукции);

- экологичности (выбросы в атмосферу, шумы, вибрации, излучения);

- стандартизации и унификации (коэф. применяемости и повторяемости).

В систему показателей качества включаются также патентно-правовые, характеризую­щие качество и ценность новых изобретений и открытий, воплощенных в данном продукте или услуге.

В системах менеджмента качества особую роль отводят показателям качества труда (квалификация, разряд работы и рабочего, производительность труда).

Это характеризует схема показателей статистики качества (см. рис. 32).

Показатели статистики качества рассчитывают исходя из его природы и места, занимае­мого в ней. Так, например, каждое изделие в составе готовой продукции проходит две взаимо­связанные стадии: стадию производства и стадию эксплуатации или потребления.

Статистика качества различна на этих стадиях.

Контроль качества на стадии производства осуществляется при помощи:

а) выборочных методов наблюдений;

б) контрольно-технологических карт;

в) оценки с помощью методов бездефектного изготовления продукции;

г) метода экспертных и рейтинговых оценок;

д) балльных характеристик.

На стадии потребления большое значение имеет статистика сортности, тесно свя­занная с ценой. Распределение по сортам с приведением к средней цене или це­не товара первого сорта для определения экономии или увеличения затрат от из­менения сортности одновременно использует индексный метод анализа и ряды распределения, а также метод рейтинговых оценок, т.к. в основе распределения по сортам находится либо дегустационный способ отнесения продукта к тому или иному сорту, либо метод производственных оценок, либо исторический взгляд на явление, например, в виноделии. Цена, как единый статистический эквивалент со­отношения затрат и качества, служит основой расчета индекса сортности в агре­гатной форме (см. стр. 107, формулу 37 и расчеты индекса).

Индексы применяют и в тех случаях, когда изучают качество продукции на основе из­менения частных коэффициентов качества в сравнении с принятыми за единицу базисными по­казателями (индекс акад. Трапезникова). Другой пример - это сводный показатель качества проф. А.Я.Боярского.

Приведем расчеты этих показателей статистики качества и объясним их смысл с помо­щью таблиц 24 и 25. Сводный показатель качества проф. Боярского имеет вид: