В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Начнем с показателей качества продукции и, как всегда, дадим сначала определение.
«Показатели качества продукции - это количественное выражение свойств продукции, формируемых в процессе производства и характеризующих полезный эффект данной продукции в потреблении (эксплуатации) ».
Различают следующие группы показателей качества:
- по назначению (производительность, мощность, грузоподъемность, скорость);
- по конструкционным признакам (прочность, пластичность);
- по весу (масса, габариты);
- по составу и структуре природного сырья, и топлива, материалов и продуктов (содержание компонентов);
- экономичности использования сырья, материалов, топлива, энергии (удельный расход на единицу продукции);
- экологичности (выбросы в атмосферу, шумы, вибрации, излучения);
- стандартизации и унификации (коэф. применяемости и повторяемости).
В систему показателей качества включаются также патентно-правовые, характеризующие качество и ценность новых изобретений и открытий, воплощенных в данном продукте или услуге.
В системах менеджмента качества особую роль отводят показателям качества труда (квалификация, разряд работы и рабочего, производительность труда).
Это характеризует схема показателей статистики качества (см. рис. 32).
Показатели статистики качества рассчитывают исходя из его природы и места, занимаемого в ней. Так, например, каждое изделие в составе готовой продукции проходит две взаимосвязанные стадии: стадию производства и стадию эксплуатации или потребления.
Статистика качества различна на этих стадиях.
Контроль качества на стадии производства осуществляется при помощи:
а) выборочных методов наблюдений;
б) контрольно-технологических карт;
в) оценки с помощью методов бездефектного изготовления продукции;
г) метода экспертных и рейтинговых оценок;
д) балльных характеристик.
На стадии потребления большое значение имеет статистика сортности, тесно связанная с ценой. Распределение по сортам с приведением к средней цене или цене товара первого сорта для определения экономии или увеличения затрат от изменения сортности одновременно использует индексный метод анализа и ряды распределения, а также метод рейтинговых оценок, т.к. в основе распределения по сортам находится либо дегустационный способ отнесения продукта к тому или иному сорту, либо метод производственных оценок, либо исторический взгляд на явление, например, в виноделии. Цена, как единый статистический эквивалент соотношения затрат и качества, служит основой расчета индекса сортности в агрегатной форме (см. стр. 107, формулу 37 и расчеты индекса).
Индексы применяют и в тех случаях, когда изучают качество продукции на основе изменения частных коэффициентов качества в сравнении с принятыми за единицу базисными показателями (индекс акад. Трапезникова). Другой пример - это сводный показатель качества проф. А.Я.Боярского.
Приведем расчеты этих показателей статистики качества и объясним их смысл с помощью таблиц 24 и 25. Сводный показатель качества проф. Боярского имеет вид: